© ГУП «Петербургский метрополитен». Все права защищены. 2021 год.
День рождения Петербурга
Как Пётр I строил Северную столицу: рассказывает метро
#метроспб
Переверните экран смартфона в горизонтальное положение, а лучше откройте страницу с ПК
27 мая 1703 года Пётр I заложил первый камень в основание Петропавловской крепости. Среди лесов и северных болот появился мираж — город строгой архитектуры, прямых как стрела проспектов, густой зелени парков и гранитных набережных.

Станции Петербургского метрополитена расскажут, с чего начиналось строительство Санкт-Петербурга, а мозаики на станциях — о самых важных для города деяниях императора.
Адмиралтейство — колыбель российского флота
«Основание Адмиралтейства в 1704 году»
В 1704-м, в год основания Адмиралтейства, территория будущего Санкт-Петербурга была в положении уязвимом. С 1700 по 1721 годы страна боролась за господство на Балтийском море с великой на тот момент державой — Швецией. Поэтому причина симпатии к землям будущего Петербурга у императора была стратегической. Адмиралтейство по идее Петра должно было стать главной судостроительной верфью на Балтийском море.
В торце среднего нефа станции располагается мозаичное панно «Основание Адмиралтейства в 1704 году». В центре группового портрета сам великий император, указывающий властной рукой на землю, где в скором времени появится корабельное сердце России.
По легенде, Пётр и Меншиков прошли всю дельту Невы в поисках подходящего места. Спустя неделю они причалили к левому берегу, недалеко от Заячьего острова. Здесь и было решено основать Адмиралтейство.
Справа от Петра его близкий соратник — первый петербургский генерал-губернатор Александр Меншиков. Он и руководил строительством верфи.
Первый план Адмиралтейской верфи сделал сам Пётр I. Назвать императора архитектором сложно хотя бы потому, что этой профессии в современном понимании тогда не существовало. Но абсолютно точно известно, что Пётр был образован в градостроительной науке, применял чертежи из европейских книг и тщательно следил за строительством города на Неве.
Под рукой Петра чертёж, на котором изображён план Адмиралтейства в форме буквы «П». Так, крепость должна была защищать верфь, а через открытый двор, выходящий на берег Невы, спускались бы новые корабли.
На фоне панно мы видим паруса кораблей, пороховой дым пушек и развевающийся флаг Российского морского флота. Динамика и помпезность мозаики провозглашают новый этап в истории России — морского величия и военных побед. А о том, что произошло с Адмиралтейством дальше, рассказывает второе панно.
«Адмиралтейство»
Привычный нам вид Адмиралтейство приобрело не сразу. С 19 века мы видим результат работы архитектора Андреяна Захарова. Ему поручили сохранить историческое значение верфи и вклад предшественников, но создать произведение принципиально новое. Верфь Петра Великого стала одним из главных украшений Петербурга.
Над эскалаторами станции «Адмиралтейская» размещено мозаичное панно, в глубине которого мы видим один из символов Санкт-Петербурга — Адмиралтейский шпиль.
У Петра был любимый корабль под названием «Ингерманланд», построенный по его же проекту. Во время Северной войны корабль стал флагманом объединённого русско-датско-голландско-английского флота. И часто под его парусами ходил сам Пётр I. Название корабль получил в честь земель Ингерманландии, отвоёванных у шведов. Возможно, именно он изображён на мозаике.
На переднем плане мозаики — торжество эпохи Петра: деревянные корабли с белоснежными парусами, офицеры, залпы корабельных пушек и острые шпили Северной Пальмиры. По волнам в шлюпке плывёт сам Пётр I. Два огромных корабля по сторонам панно демонстрируют красоту и могущество флота.
Главное адмиралтейство стало отправной точкой строительства города на Неве, в 1738 году ему официально присвоили градообразовательный статус. От Адмиралтейства отходят три главные улицы: Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Так, получилась трёхлучевая система улиц под названием «Адмиралтейский трезубец».

Высокий шпиль с корабликом остаётся символом не только морской славы России, но и стремления к большим свершениям и приключениям!
«О славный час! О славный вид! Ещё напор – и враг бежит»
«Семёновский полк»
Район, где располагаются станция и одноимённая улица, называется Семенцы. Дело в том, что после окончания войны Пётр перевёл в столицу два своих гвардейских полка: Преображенский и Семёновский. Их история начинается в 1683 году. Тогда будущий император начал увлекаться военным делом и создал знаменитые потешные войска, которые стали для Петра и солдат подготовкой к настоящим сражениям.
На огромном мозаичном панно «Семёновский полк» в торце подземного зала изображён Пётр I в окружении гвардейцев Семёновского полка, главных героев Полтавской битвы.
Полк обосновался на территории между нынешними Звенигородской улицей, Обводным каналом, Загородным и Московским проспектами. Чтобы обеспечить солдат жильём, от Загородного проспекта отходили улицы, вдоль которых строили дома и казармы для офицеров. Позже эти улицы стали называть по городам Московской губернии, где формировался Семёновский полк. Проезд 12-й Роты Семёновского полка стал Звенигородской улицей.
Вокруг Петра Великого не только его верная армия, но и ближайшие соратники: первый русский фельдмаршал Борис Шереметев, шеф Семёновского полка, а если присмотреться — здесь и Меншиков, Голицын, Репнин. Важный элемент мозаики — пушка с выписанными цифрами «1709». Это год Полтавской битвы, победа в которой была невозможна без хорошо обученных и верных Петру солдат. Но почему именно «Звенигородская» стала памятником событий Полтавы?
Победа в Полтавской битве вернула России статус самостоятельного и могущественного государства. Пётр I открыл выход к Балтийскому морю, где блистал своим великолепием морской флот, вернул ранее отвоёванные земли Балтики и доказал европейским державам, что Россия — больше не разбитое смутой государство.
«Полтава»
В 1708 году Карл XII с огромной армией вторгся в Россию. Его солдатами были прекрасно обученные воины, которых в Европе называли непобедимыми. Приближалось решающее для судьбы страны сражение.
Над эскалаторами «Звенигородской» пассажирам станции открывается самое большое мозаичное панно Петербургского метрополитена — 4 метра в высоту и 20 метров в длину. Это монументальная панорама Полтавской битвы: противостояния шведов и русских, важного события в истории будущего Петербурга.
Решающее сражение Северной войны произошло 27 июня 1709 года. Российскими войсками командовали три военачальника: конницей руководил Меншиков, артиллерией — Брюс, пехотой — Шереметев. А общую стратегию просчитывал Пётр I. Император сражался вместе с солдатами, вражеские пули прострелили ему седло и шляпу. А вот Карлу повезло меньше — русское ядро выбросило короля из повозки на землю. Так наступил долгожданный перелом в изнурительной для России войне.
Панно разделено на две части: слева – русские войска, зелёные и синие мундиры преображенцев и семёновцев. На рыжем коне в центре картины Пётр I с саблей в руках. Рядом с ним — первый русский фельдмаршал граф Борис Шереметев. Противоположную сторону панно заняли шведы во главе с Карлом XII.
«Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества! И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога…
А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Слева от мозаики можно прочесть приказ и одновременно напутствие Петра I перед Полтавской битвой:
Заслуги великого российского реформатора сложно сосчитать. Но самое большое творение Петра, которое можно увидеть своими глазами, — это Санкт-Петербург. Как правитель неординарный, он задумал смелый и сложный проект Северной столицы, которую сам же построил и назвал в честь Святого Петра, своего небесного покровителя.

Спустя три столетия Петербург продолжает жить его традициями и остаётся для России архитектурным сокровищем. И даже перемещаясь по городу в современных вагонах метро, можно оказаться в роскошном подземном дворце, музее или галерее.