Воспоминания
Ветераны, сотрудники и пассажиры о метро
Сотрудники
О запуске первых поездов вспоминают ветераны метрополитена

Каким было депо «Автово» в предпусковой период и как прошла выдача на трассу первого поезда, поделился своими воспоминаниями бывший машинист, а впоследствии слесарь ПТО, Е.Ф. Клинов:

«Депо было небольшое, состояло из 12 канав, из них 11 смотровых и одна моечная, канавы были на 7 вагонов. Ремонт проходил на 3-й канаве. Пункт технического осмотра был на 7-й канаве. <…> Депо охранялось милицией, было 3 поста: 1-й пост у дверей на 2 этаж, 2-й – у ворот выхода на линию, 3-й – у ворот подъёмки.

За зданием депо проходил танковый ров шириной метра три, где во время обеда проходили соревнования на плотах. Забора около территории депо не было. <…> Подъёмка находилась там же, где и в настоящее время. Всё было подготовлено к обкатке линии и подвижного состава. Первый состав, подготовленный на линию, с торца был украшен большим портретом В. И. Ленина. Во всех четырёх вагонах постелили зелёные ковровые дорожки, вагоны сверкали чистотой. Состав был сформирован на 4-й платформе. Седьмого октября состав так и не вышел из депо, так как при выходе из ворот на парковые пути снималось напряжение. Вечером поступил приказ: «Расцепить вагоны и по одному катить к рампе». У рампы вагоны были сцеплены, взяты на ручные тормоза. Для страховки под колёсные пары подложили тормозные башмаки. Около состава были разведены костры, и всю ночь, охраняя его, рядом дежурили слесари. Выехав к платформе станции «Автово», открыли двери. В вагоны вошли первые пассажиры – строители в своих рабочих доспехах. Во что после этого превратились наши ковровые дорожки и полы, описывать не стоит – каждый может представить это сам…»

Воспоминания ветерана метрополитена, бывшего машиниста-инструктора В.М. Азетова:

«…С полным основанием можно назвать первым тот электропоезд, перед которым 15 ноября 1955 года после митинга на станции «Площадь Восстания» под торжественный звук Гимна Советского Союза секретарь Областного комитета партии Ф. Р. Козлов разрезал ленту. В роли машиниста был начальник депо Сергей Сергеевич Вуглинский, я – помощник. Была объявлена посадка. Участники митинга быстро заполнили вагоны. Я подал команду «Готов», закрыл двери поезда, хотя платформа была ещё полностью занята первыми пассажирами. Всех поезд вместить не мог. Так началась регулярная работа метрополитена.

Я, коренной ленинградец, о московском метро знал только из газет. Когда война в 1943 году забросила меня в Москву, я – шестнадцатилетний мальчишка – стал мечтать о профессии машиниста. Но ни по возрасту, ни по состоянию здоровья на курсы помощников машинистов меня не взяли. Так я стал учеником слесаря по ремонту подвижного состава в депо «Северное» Московского метрополитена. Через год был помощником, а в восемнадцать лет – машинистом электропоезда. После службы в армии я вернулся не в Москву, а в Ленинград. Поступил в электродепо Лениград-Финляндское. Сдал экзамены и работал машинистом на электричках. Здесь водили поезда Л. А. Голубев, А. А. Зотов и ещё целый ряд машинистов, которые в марте 1955 года, вместе со мной подали заявления в первую группу на курсы машинистов Ленметрополитена. Мы учились и с волнением читали в газетах о ходе строительства метро. <…> После окончания курсов мы были отправлены в Москву на поездную практику, а в начале сентября вернулись в Ленинград. На время предпускового периода все поездные бригады были разделены на две группы, в одну из которых машинистом-инструктором назначили меня. Проводились практические занятия – «аварийные игры» с каждым машинистом и помощником по выходу из случаев неисправности на линии. При этом учитывались не только знания подвижного состава и инструкций, но и черты характера, внимательность, находчивость, самообладание, умение не теряться и быстро выявлять и устранять неполадки. <…>

Утром 7 октября 1955 года все были оповещены о подаче напряжения в контактный рельс в тоннелях по обоим путям и о пропуске первого пробного поезда. Первый состав из вагонов 690-691-692-693 был подготовлен заранее. Мне было поручено находиться в кабине второго вагона и, в случае потери управления на линии, взять его на себя. Порядок действий был согласован заранее. Вечером поезд был выдан к рампе. Здесь собрались строители, эксплуатационники, корреспонденты газет. Снова было снято напряжение с контактного рельса. Ночь выдалась холодная, но хорошо, что не дождливая. Разожгли костёр и грелись вокруг него. И вот, наконец, яркий свет загорелся в вагонах – энергетики подали напряжение в контактный рельс. Заработали компрессоры вагонов. Все начали бурно аплодировать, я посмотрел на часы – 6 часов 14 минут. Сутки мы на ногах – но усталости не чувствовалось. Обкатка началась. Поезд шёл хорошо, мягко затормозил у платформы первой станции «Автово». Станция ещё достраивалась. Лепщики, штукатуры, маляры, монтажники – все в эту минуту оставили свои дела, шумно и весело приветствовали поезд. У всех были такие счастливые лица. Станция была ещё в строительных лесах, лежал строительный мусор, шли отделочные работы. Но уже по-деловому встречали поезд дежурные по станции в красных фуражках, а вход в тоннели охраняли милиционеры. То же самое повторилось и на других станциях. Около сорока минут, с продолжительными стоянками, продолжалось движение поезда до конечной станции. На каждой станции все выходили из вагонов, осматривали станции, а затем садились обратно, и поезд следовал дальше. Обкатка прошла успешно».
Как подвижной состав к пуску Ленинградского метрополитена был поставлен в Ленинград, вспоминает работник депо «Автово», а в 198788 годах – начальник службы подвижного состава Н. А. Миронов:

«Для открытия движения поездов на Ленинградском метрополитене 15 ноября 1955 года из Москвы были доставлены вагоны типа «Г». Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) в 1955 году приступил к выпуску серийных вагонов типа «Д». Вагоны с № 807 по № 856 прибывали в Ленинград в конце 1955 года и в начале 1956 года. Все вагоны типа «Г» и первые вагоны типа «Д» транспортировали к нам, в депо «Автово», в сопровождении москвичей. Затем, начиная с вагона № 972 и далее, транспортировку вагонов осуществляли работники Ленинградского метрополитена. Вагоны с завода-изготовителя направлялись по железной дороге со станции «Мытищи» на станцию «Подмосковная», оттуда на территорию депо «Сокол» и Завода ремонта электроподвижного состава (ЗРЭПС) Московского метрополитена. Формировался состав на подъездном пути, соединяющим депо «Сокол» со станцией «Подмосковная». В депо «Сокол» вагоны проходили доводку электрических схем и обкатку на обкаточном пути депо, а затем – подготовку к транспортировке в пункт назначения – Ленинград. Максимальное количество вагонов в сплотке не должно было превышать 12 единиц. Состав из вагонов метро дополнялся с обеих сторон вагонами «прикрытия» МПС. На вагонах МПС снимали автосцепку «СА-3» и устанавливали переходную автосцепку типа «Метро», монтировали устройство для соединения тормозных магистралей. Состав из Москвы транспортировали отдельным локомотивом со скоростью не более 80 км/час. Для сопровождения назначали бригаду специалистов из трёх-пяти человек. В первые годы люди размещались в крытом вагоне-теплушке. Там устанавливали печь-«буржуйку», стол, стулья, мастерили нары, проводили санитарную обработку. Бригаду сопровождения экипировали, обеспечивали продуктами, питьевой водой, дровами и углём, а также необходимым количеством инструмента и грузоподъёмных средств. В зимнее время выдавали валенки, плащи, тенты. Вагоны в Ленинград поставлялись Мытищинским машиностроительным заводом, в основном, в конце года. Зимнее время добавляло транспортировке дополнительные сложности. Время следования от депо «Сокол» порой составляло 7–10 дней...»

Подъёмочный ремонт деповчане освоили сами. Руководил участком К. И. Фролов. В 1966 году Константин Илларионович возглавил депо. Он поделился своими воспоминаниями о первом периоде работы электродепо «Автово»:

«Становление тягового хозяйства началось с комплектования кадрового ядра. Первое депо возглавил С. С. Вуглинский, а его заместителями стали В. Л. Корнев и Н. Ф. Климов. <…> В 1956 году в коллектив локомотивных бригад влилась большая группа офицеров, демобилизованных из Советской Армии. <…> Они успешно освоили теорию и практику вождения поездов и, поработав некоторое время помощниками, пересели «на правое крыло», стали машинистами электропоездов. Сплав опытных машинистов с Московского метрополитена, Октябрьской железной дороги и бывших армейских офицеров дал отличный результат – был создан сплочённый, требовательный, надёжный коллектив эксплуатационников».
Вспоминает Н. С. Севастьянов – ветеран метрополитена, бывший начальник Службы подвижного состава:

«Вспоминается весна 1964 года. В Государственном комитете по науке и технике при Совете Министров СССР в отделе транспорта и связи закончилось совещание по проблемам автоматизации управления поездами на железнодорожном транспорте и метрополитенах Москвы и Ленинграда. Участвовать в совещании от Ленинграда было поручено К. А. Кривицкому, главному инженеру проекта института «Гипротранссигналсвязь», и мне. В то время я работал заместителем начальника технического отдела управления метрополитена. Мы находились под впечатлением только что принятых решений и, можно сказать, одержанной победы. Ленинграду официально разрешили разрабатывать свою систему автоматического ведения поездов. (В государственный план научно-исследовательских работ на 1965 год включили тему «Создание системы автоматического ведения поездов в увязке с показаниями проходных сигналов автоблокировки»). <…> А затем, впервые в стране, построить опытный состав из шести вагонов серии «Е», модернизированных и оснащённых в заводских условиях аппаратурой автоведения, радиодиспетчерской связью и радиоинформацией пассажиров в пути следования».
Воспоминания ветеранов метрополитена из книги «Тяговики: нам 50». – СПб., 2005. – 184с.
Пассажиры
Ещё до официального открытия проехаться в подземке и без суеты оценить убранство
станций смогли передовики производства, активисты молодёжных организаций, ветераны
труда и другие заслуженные ленинградцы. Гостям выдавали два билета: один необходимо
было отдать контролёру на станции, другой оставался на память. Большинство в то время
и не представляло, что такое метро. 400 тысяч счастливых обладателей билетов первыми
оценили великолепие станций ленинградской подземки.

Среди них был и Игорь Иванович Исаев – заслуженный машиностроитель России,
академик Академии проблем качества и Международной академии наук экологии,
безопасности человека и природы, лауреат Премии Правительства Санкт-
Петербурга в области образования. Вот что вспоминает Игорь Иванович:


«Мне, как активисту, выдали пригласительный билет. В нём было указано, что я могу
пройти в метро 7 ноября и ездить в этот день без ограничений. Я зашёл в метро через
станцию «Технологический институт». На каждой из 8 станций провёл немало времени,
рассматривал отдельные элементы отделки и оценивал убранство в целом и всё это
фиксировал на фотокамеру «Зоркий». Больше всего поразила станция «Автово»
стеклянными колоннами, светильниками и декоративными элементами… Ощущение от
увиденного было просто потрясающим! Все с интересом и восхищением рассматривали
работу метростроевцев и испытывали настоящую гордость за то, что у нас в городе
появилось метро. Кстати, мне было с чем сравнить – в возрасте 16 лет я побывал в Москве и смог оценить красоту московской подземки. Так вот наша была лучше!»
Впечатления первых пассажиров метрополитена, можно прочитать и в книгах отзывов,
которые в те годы находились на каждой станции.
Подобных отзывов – тысячи. Сегодня книги являются экспонатами музея Петербургского метрополитена. Перелистывая пожелтевшие страницы, читая отзывы людей прошлого века, наполненные искренней радостью, добром и оптимизмом, возникает неподдельное чувство гордости за наше метро.
Ровесники эпох
В метрополитене работают люди, родившиеся почти в один день с началом работы подземки и её круглыми датами. Ровесники эпох с радостью вспоминают, как отразилось на их жизни соседство с днём рождения Ленинградского-Петербургского метро, как переплелись личный и общий праздники.

Ужвенко Раиса Михайловна, родилась 17 ноября 1955 г.

«День рождения метрополитена отмечаю два дня»


Работать в метрополитене я начала 28 мая 1975 года и работаю здесь до сих пор: на одном участке, на одной станции, оставаясь верной одной Службе. За эти годы я стала свидетелем многих изменений: открытия новых станций, продления линий, появления технических новинок. Раньше, например, я могла доехать только до «Ломоносовской». Сейчас этот участок стал намного длиннее, а в 2018 году и новые станции Линии 3 открыли!

Кстати, и внешний вид самих станций со временем заметно меняется. Первые станции были очень интересными с архитектурной точки зрения, можно сказать «объёмными». Потом, при строительстве новых объектов, «архитектурные излишества» стали потихоньку убирать. Вспомнить хотя бы станции закрытого типа. Сейчас же заметно некое «возвращение к корням». Новые станции поражают красотой и туристов, и нас, петербуржцев. А ещё хорошо заметно, что вестибюли стали больше.

Первой станцией метро, на которой я оказалась, была «Василеостровская». Тогда я, конечно, испытала очень яркие эмоции – такое грандиозное сооружение, поезда ходят, да ещё и под землёй!

Люди в метрополитене тоже немного изменились. Когда я только пришла работать в подземку, коллектив был как родная семья, все помогали друг другу, участвовали в соревнованиях, решали какие-то личные проблемы. Сейчас заметен разрыв поколений, у всех уже свои интересы. Правда, раньше и народу в метрополитене было меньше, так что, может быть именно поэтому, поддержка коллег казалась сильнее.

Для меня день рождения любимого предприятия – это и мой личный праздник. Отмечать его начинаю на работе с коллегами, а через два дня, уже в мой день рождения, продолжаю дома с родными.

Козлова Надежда Андреевна, родилась 17 ноября 1955 г.

«В метро испытала настоящий восторг»

Я – почти полная ровесница нашего метрополитена, родилась через два дня после его открытия. Мой день рождения и день рождения предприятия мы с коллегами отмечаем в кафе, а на юбилеи обязательно отправляемся на праздничный концерт.

С метрополитеном я познакомилась в 1971 году, когда приехала в Ленинград из Беларуси. Первым, что я почувствовала, когда оказалась на платформе, было изумление. Я ведь родилась в деревне и никогда ничего подобного даже представить не могла! Мы были молодые, шустрые и пришли в настоящий восторг, когда увидели всё это подземное великолепие.

Раньше в метрополитене было намного меньше людей, было спокойнее, на контроле бабушки старенькие сидели, а около станций мороженное продавали с лотков. Сегодня всё гораздо строже – сказывается необходимость обеспечивать транспортную безопасность. Но самому метрополитену это нисколько не вредит, он стал намного красивее и чище.

В день рождения хочется пожелать нашей подземке процветания, побольше новых станций, особенно на окраинах. А пассажирам желаю быть внимательнее друг к другу и к нашим сотрудникам, быть доброжелательнее и послушнее!

Иванов Андрей Васильевич, родился 17 ноября 1965 г.

«Спустился в подземку, а в тоннеле – темнота»

Когда я родился, метрополитену исполнилось 10 лет. Впрочем, на мне это никак не отразилось. Я никогда не связывал свой личный праздник с днём рождения предприятия, на котором работаю. Зато коллеги всегда поздравляют меня, особенно ярко в мои юбилейные годы (они ведь юбилейные и для метро). Ну, а родственники просто не придают значения дате «рождения» метрополитена.

Я родился рядом со станцией «Кировский завод». Первые детские воспоминания такие: мне сказали, что мы поедем под землёй. Я очень обрадовался, почти бежал до станции. И вот мы спустились, а там… практически ничего не видно! В тоннеле темно и всё. Даже расстроился тогда немного.

Моя любимая станция – «Площадь Восстания». Я и на работу, и с работы через неё проехать стараюсь. Метрополитен заметно меняется с годами. Жизнь сейчас стала быстрее. Кажется, что всё ускоряется. Но на самом деле меняется только техника, а сама подземка остаётся всё той же: с одной стороны строгой, где всё отлажено до мелочей, а с другой – романтичной и сказочно красивой.

Басов Павел Сергеевич, родился 16 ноября 1985 г.

«Будущее уже наступило»

Я работаю в эскалаторной службе метрополитена десять лет. За это время успел поработать с новым траволатором на станции «Спортивная–2», а сейчас контролирую пусконаладочные работы на станциях «Проспект Славы» и «Дунайский проспект». Чем не начало новой эпохи метрополитена?

Вряд ли вспомню конкретный день, когда впервые оказался в подземке, но это точно было ещё в раннем детстве. Родители часто брали меня с собой, когда ездили по делам. Метро вызывало у меня живой интерес. Я не знал, как тут всё устроено, очень много фантазировал и размышлял на эти темы. А став сотрудником метрополитена, убедился, что здесь всё ещё интереснее, чем я мог предположить!

Моя профессия позволяет работать с самыми новыми технологиями на всех этапах производственного процесса. Приятно осознавать, что я – будущее нашего предприятия. Я работаю на станциях, которые ещё не доступны простым пассажирам. Ещё 5–6 лет назад я представить этого не мог, а сейчас чувствую, что будущее уже наступило.

Соловьев Александр Сергеевич, родился 17 ноября 1995 г.

«Я – метрополитеновец по призванию!»


Я оказался в метрополитене не случайно. Моя мама работала в подземке, и уже после 9 класса я целенаправленно поступил в Колледж метрополитена. С этого момента метро для меня – нечто большее, чем просто общественный транспорт.

Студентами мы с другом могли часами сидеть на станциях «Купчино» или «Парнас» и наблюдать за проходящими поездами. Разные вагоны, номера, у всех свои особенности. Всегда интересно вспомнить что-то о составах. Потом закончили наше обучение, я – слесарь, он – машинист. Так и работаем с удовольствием в петербургской подземке.

Метрополитен не стоит на месте. Заметно непрерывное развитие, какие-то станции открываются, какие-то закрываются на ремонт. И это, кстати, не всегда доставляет неудобства. Помните, когда «Петроградскую» закрывали, многие были недовольны. А я быстрее добирался до работы.

Сейчас очень жду открытия станций на юге, продолжения Линии 5. Мне кажется, это существенно облегчит транспортную ситуацию в районе.

С днём рождения метрополитена меня поздравляют и коллеги, и друзья. Даже шутим, что сначала празднуют его, а только потом уже мой праздник наступает. Метрополитену хочу пожелать процветания и стремительного развития. А сотрудникам – успехов в работе и высоких зарплат.
Петербургскому метрополитену посвящается

Начало двадцатого века…
В тоннелях подземных дорог
Чадят паровозные трубы,
В метро перевозят народ.

Нью-Йорк, Чикаго, старый Лондон,
А в стольном граде императора Петра,
Созданы «подземки» первые проекты.
В новаторских идеях родилась мечта.

Нарвская застава,
Выборгская сторона…
Через центр и четыре вокзала
Новая дорога будет создана.

Прошло немало лет и год тридцать девятый
Приблизил ту далекую мечту.
Проект сооружений обсудили в Горсовете,
А в сорок первом взялись за кирку.

Тридцать четыре шахты заложили.
Прокладка штолен началась.
Немало сил, труда вложили.
Проходка темпами великими велась…

Но грянул гром, война сорвала планы.
Пришлось работы прекратить,
Законсервировать. Предотвратив обвалы,
Все недостроенные шахты затопить.

Победа пришла на заводы.
Проходчик вернулся в метро.
В глубоких шахтах откачали воду,
Но до открытия так далеко.

Болота, топкий грунт преодолели…
Земную твердь и глубину…
Технических решений массу применили.
Такое раньше не удавалось никому.

Первый гудок голубого экспресса
В пятьдесят пятом был дан.
Вот это праздник! Победа прогресса!
Все для удобства горожан!

Наземных и подземных вестибюлей,
Дворцовое убранство и комфорт…
Всё это триста предприятий создавали
Электропульт, Электросила, Ижорский, Кировский завод…

Мощный транспортный конвейер
Вписался в облик града на Неве.
Подземный поезд, обгоняя ветер
Мчит петербуржцев по судьбе.

Метро не утратило былого величья.
Развивая магистрали, двигаясь вперёд…
Масштабы перевозок, число станций увеличив…
Улучшая безопасность и комфорт.

Несёт метро нас сквозь десятилетья,
Встречают за юбилеем юбилей.
Эскалаторы, вагоны и тоннели.
Коллектив ответственных людей.


Автор:
Мастер производственного обучения «Колледжа метрополитена»
Ефишов Евгений Алексеевич

Объединяем город, сближаем людей.
О станции
Станция «Историческая» – это виртуальное путешествие по истории Петербургского метрополитена. Проект создан в 2018 году.
Официальный сайт
ГУП «ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»:
Пресс-служба:
+7 (812) 314-50-45
© Все права защищены.
Читайте нас в Telegram – @spbmetropolitan
«Метро. Повседневности»