Еще в Саратовском художественном училище Александр почувствовал тягу к исторической теме–выпускную работу выполнил на сюжет крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Затем – положенное время службы в армии и Институт имени И. Е. Репина, который он окончил в 1985 году. Диплом (картон для мозаики) делал под руководством народного художника СССР, профессора А. А. Мыльникова на тему: «Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году». Работа получила отличную оценку, серебряную медаль Академии художеств и была рекомендована к реализации.
После института Быстров остался в творческой мастерской А. А. Мыльникова, продолжая трудиться над темой. Был заключен договор с Ленинградской дирекцией строящегося метрополитена, уточнены возможности осуществления авторского замысла, пройдены художественные советы. Два года создавался картон будущей мозаики, чему сопутствовало кропотливое собирание и изучение материала, многочисленные наброски и эскизы.
— Пришлось изрядно покопаться в книгах,— рассказывает Александр,— Фактических сведений оказалось мало, и они разбросаны по различным источникам. Есть древнерусские летописи еще домонгольского времени с прекрасными миниатюрами: оружие, одежда, образы — все взято оттуда. Что касается внешнего вида и вооружения немецких рыцарей — тоже пришлось собирать по крохам, но уже из иностранных документов. Существенную помощь в этом деле оказала доцент кафедры искусствоведения Репинского института Р. Ф. Михайлова. Она нашла уникальные тексты, отражающие событие, в частности — «Нюрнбергскую хронику», подробно описывающую, как и где происходило сражение, его участников, атрибутику того времени.
В композиционном и колористическом воплощении темы автор опирался на памятники живописи, дошедшие из глубины веков — киевские мозаики, фрески Новгорода и Пскова, в которых сохранился духовный настрой, характерный для Руси тех лет: суровая героика воинского подвига, беззаветная жертвенность во имя Отчизны. Возникали ассоциации с византийскими мозаиками, к примеру, в цветовом решении неба: золотой фон здесь как символ особой значимости происходящего, божественной избранности, исключительности момента. По мере накопления материала происходило образное обогащение композиции, избавление от случайных деталей, невыразительных пятен. Художнику пришлось выяснять, какие краски использовались у нас и в Европе в те годы. В ходу были, оказывается, белый, киноварь, красный (ближе к вишневому), синий, охристые тона. Не было таких, как желтый или фиолетовый, — их просто тогда не делали.
Диагональное построение композиции продиктовано мотивом противостояния: клин (или «свинья», как называли его у нас) псов-рыцарей врубается в русское воинство, останавливается и сминается им. Динамику сюжета подчеркивают линии копий в руках сражающихся: у немцев они черные — несущие порабощение, смерть; у ратников Невского – красные, как бы раскалены от ярости к противнику. Центральный образ — Александра Невского. Собственно, композиция замышлена так, чтобы он и выделялся на золотом фоне в единоборстве с закованным в железо магистром. Меч Невского – единственное белое пятно среди знамен и копий. Как молния сверкает оружие полководца, разящего врага. Центральная группа мозаики — своего рода аналогия с иконным образом Георгия Победоносца, попирающего дракона.
Просто необходим при создании уникального мозаичного полотна оказался богатый опыт А. А. Мыльникова. Андрей Андреевич поправлял художника, когда тот уходил в излишнюю детализацию, стаффажность, направлял его усилия в русло монументальности, философского и художественного обобщения темы, размышления о сущности цвета и ритма, выявляя тем самым сюжет, подчеркивая эмоциональную напряженность композиции, одухотворенность образов. Он советовал автору учитывать и будущее местоположение мозаики — по соседству с Александро-Невской лаврой, где покоятся мощи благоверного князя, перенесенные сюда Петром I, архитектуру этой части города, близость Невы — более суровой, нежели радостной по колориту.
Картон — лишь полдела в создании мозаики: ее еще нужно перевести в материал. У художника при этом появляются соавторы — мастера-мозаичисты. Набор «Александра Невского» осуществлялся в мастерской Академии художеств, ведущей свои традиции еще от М. В. Ломоносова. По мнению специалистов, мастерская обладает уникальным магазином смальты, насчитывающим до 15 000 оттенков. Здесь имеются не только все образцы смальты, но и рецепты, по которым в любое время ее можно сварить. Кстати, для этого картона была получена смальта некоторых цветов, которых не оказалось в магазине — холодных синих, зеленых.
В начале работы картон разметили на блоки-фрагменты (в нашем случае их 18 по горизонтали и 6 по вертикали). Затем мастер снимает кальку, накладывает ее на планшет, где кусочками смальты различного размера-модуля и делается набор. Опытные мастера, а среди них есть еще и выпускники училища барона Штиглица, такие, как Зоя Николаевна Никонова и Александр Платонович Тимофеев, иногда подсказывают, как лучше выполнить тот или иной фрагмент, каким модулем, — от этого зависит, будет ли набор вялым и неинтересным или, напротив, активно живущим в интерьере.
Одиннадцать мозаичистов в течение восьми месяцев трудились над панно «Александр Невский». Конечно, рядом с мастерами постоянно находился автор. Когда все фрагменты были набраны и составившееся из них изображение еще раз просмотрено и одобрено худсоветом, началась заливка блоков цементным раствором. А в помещении наземного вестибюля станции метро тем временем соорудили металлический каркас-ширму, где и укреплялись готовые части панно. Мастера заделали швы-стыки последними кусочками смальты, и мозаика превратилась в единое целое, как будто и не сложили ее из множества частей.
Тысячи ленинградцев, гостей города встречаются ежедневно с великолепным панно. Большая часть людей видит мозаику мимоходом, некоторые останавливаются, разглядывают — особенно родители с детьми. И этот поток зрителей нескончаем. Александру Быстрову повезло: его творческая биография началась с произведения, которое у всех на виду.
В.Шумков