МЕТРОПОЛИТЕН:
1980
ВЕХИ СТРОИТЕЛЬСТВА,
ИСТОРИЯ СТРАНЫ
1999
1
3
2
Перемены конца 1980-х — начала 1990-х годов из эпохи застоя привели наш город в эпоху перестройки. Вместе со страной метрополитен пережил трудные годы переходного периода. НЕСМОТРЯ НА ПЕРЕЛОМ В ЭКОНОМИКЕ, ИМЕННО В 1990-Е
В ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ произошла настоящая техничес­кая революция – в подземке ПОЯВИЛАСЬ СОТОВАЯ СВЯЗЬ, СТРОИЛИСЬ НОВЫЕ СТАНЦИИ И ОТКРЫЛАСЬ НОВАЯ ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА.
Достоевская
  Лиговский  
  проспект  
Новочеркасская
  Обухово  
Площадь Ал.
Невского 2
Пролетарская
Садовая 
Достоевская
Дата открытия: 30.12.1991
Архитекторы: А. В. Жук, А. Д. Токмань, В. Г. Хильченко

Вместе со станцией «Владимирская», «Достоевская» образует пересадочный узел, обеспечивая переход пассажиров к поездам Линии 1 (Кировско-Выборгской). Наземный вестибюль расположен у Владимирской площади, во дворе дома № 23 на Владимирском проспекте. В проекте станция называлась «Владимирская 2», название «Достоевская» станция получила, поскольку поблизости, в Кузнечном переулке, 5, находится музей-квартира писателя.
Станция «Достоевская» ― колонного типа, глубокого заложения. Архитектурное оформление станции создает образ Петербурга Достоевского. Облик эпохи, в которой жил великий писатель, передают стилизованные под старину фонари, установленные в центральном подземном зале. Торец украшен декоративным мозаичным панно в серых тоннах. Авторы мозаики: С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, Е. А. Жук. В торце станции расположены малые эскалаторы, ведущие в тоннельный переход, который соединяется со станцией «Владимирская».
Лиговский проспект
Дата открытия: 30.12.1991
Архитекторы: Ю. В. Еечко, Н. В. Ромашкин-Тиманов

«Лиговский проспект» — станция глубокого заложения, расположенная на Правобережной линии. Название станция получила по проспекту, на котором находится.
Вестибюль станции встроен в административное здание Управления метрополитена. Вход украшен табличкой золотого цвета с надписью «МЕТРОПОЛИТЕН». Внутри зал остеклен витражами работы творческой мастерской Андрея Мыльникова. Также витражи были установлены на внешних окнах, но после капитального ремонта, прошедшего в 2014 году, окна заложили.
«Лиговский проспект» — односводчатая станция. Пол и стены в нижнем вестибюле облицованы красным гранитом. Светильники, освещающие платформу, подвешены на своде. В торце зала установлена арка с остекленным витражом.
Новочеркасская
Дата открытия: 30.12.1985
Архитекторы: В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман, А. С. Гецкин
Тема: борьба Красной гвардии Петрограда за Советскую власть

«Новочеркасская» — станция глубокого заложения, расположенная на Правобережной линии. До 1992 года носила название «Красногвардейская». Нынешнее название станция получила по Новочеркасскому проспекту, на котором она находится.
Вестибюль станции «Новочеркасская» находится под Заневской площадью и имеет целых 12 выходов.
Стены вестибюля отделаны красным мрамором. Над эскалаторным спуском установлен витраж «Побеждающая революция», работы художников В. П. Гусарова и В. Г. Леканова.
Нижняя часть станции состоит из свода, смонтированного из железобетонных сводов. Такая конструкция впервые была использована на Кировско-Выборгской линии. В центре идет пассажирская платформа. Освещение станции обеспечивают семь больший кольцевидных люстр.
С открытия путевую стену украшала надпись с названием станции. После переименования не стали заказывать буквы для новой надписи и просто поменяли старые местами. Не хватало только букв «Ч» и «О», их пришлось отдельно изготовить, но шрифт, которым были сделаны эти буквы не совпадал с оригинальным. Тем не менее, их установили. Эту ситуацию исправили только в 2011 году.

Обухово
Дата основания: 09.07.1981
Архитекторы: А. С. Гецкин, В. Н. Выдрин

Фасад наземного вестибюля станции облицован шлифованным мрамором «Коелга», украшен большими окнами-витражами с металлическим обрамлением. В 2008-м году был построен крытый надземный переход над путями Октябрьской железной дороги, обеспечивший безопасный проход пассажиров к пригородным поездам.
Свое название станция получила из-за непосредственной близости к одноименному историческому району Петербурга ― Обухово.
«Обухово» ― станция односводчатого типа, глубокого заложения. Подземный вестибюль построен по проекту архитекторов В. В. Попова, И. Н. Кускова, Л. М. Четыркина, И. Г. Лоханова и М. В. Меккеля. В отделке путевых стен также использован светлый мрамор «Коелга», карниз выполнен из декоративного профиля. В станционном зале установлены светильники из профильного металла и чеканной меди.
Художественное оформление станции посвящено возникновению революционных кружков за Невской заставой. Торцевую стену подземного вестибюля украшает горельеф «От марксистских кружков к революционному выступлению» работы скульптора А. А. Федосова. В центре барельефа ― портрет В. И. Ленина, внизу ― трёхфрагментная композиция, отображающая единение и революционную борьбу пролетарских масс.
Площадь Александра Невского 2
Дата открытия: 30.12.1985
Архитекторы: Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин и А. П. Волкова

Название получила из-за своего расположения вблизи одноимённой площади. Колонная станция глубокого заложения. Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, соединен с северным торцом станции коротким подземным переходом.
Тематика оформления станции — борьба Новгородской республики за независимость. Интерьер станции формируют два ряда объединенных в аркады колонн, имеющих скосы в нижней части. Облицованная белым мрамором галерея в какой-то степени напоминает стену древнерусского города-крепости. Установленная над аркадой череда решёток светильников, выполненных из анодированного алюминия, напоминает оконца бойниц. При этом шаг гофр свода и светильников не совпадают, создавая причудливый рисунок теней на потолке станции. Такие же светильники освещают боковые залы. Цоколь путевых стен облицован полированным гранитом. Сами стены облицованы декоративными панелями, набранными из штампованных алюминиевых элементов. Наложенные друг на друга лепестки золотистого цвета напоминают «чешую» ратных кольчуг. Их золотистая гамма хорошо сочетается с беломраморным карнизом. В торце станции, в специальной нише, отделанной золотистой смальтой, планировалось установить бронзовую скульптуру Александра Невского.
Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии. В восточном торце станции начинается эскалаторная галерея, ведущая в переходный тоннель к станции «Площадь Александра Невского I».
Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Невский проспект и Чернорецкий переулок.Сама площадь Александра Невского, в честь которой названы станции метро, не один раз меняла свое наименование. До 1923 года она называлась Александро-Невская площадь (по одноимённому монастырю); в период 1923–1952 гг. — Красная площадь (по одноимённой площади в Москве); в 1952 году, к 250-летию города, получила современное название — площадь Александра Невского. Александр Невский, подняв копьё, обозревает перспективу проспекта. Позади — Александро-Невская лавра, которая находится на Монастырском острове, образованном в 1832 г. после завершения строительства Обводного канала. До начала XVIII в. на этой территории располагалась деревня Вихтула и шведская пороховая лаборатория, в начале XVIII в. Александро-Невский монастырь (отсюда название), ныне — Александро-Невская лавра. Но еще в писцовой книге 1500 года имеется название Большой Галтеев остров. Дело в том, что островом тогда именовали любую возвышенность среди болот. Здесь же находятся Духовная академия, Духовная семинария, Индустриально-педагогический колледж, психиатрическая больница и другие учреждения. Монастырский остров находится между Невой, Обводным каналом и речкой Монастыркой.

Пролетарская
Дата открытия: 09.07.1981
Архитекторы: Д. С. Гольдгор, Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталь, Н. А. Афошин

В проекте у станции было три названия: «Завод Большевик», «Александровское» и «Троицкое поле». Свое название станция получила в честь рабочих, которые жили в этом районе.
Наземный вестибюль округлой формы со стеклянными витражами, отделанный Сааремским доломитом, расположен на углу улицы Чернова и проспекта Обуховской обороны. Изначально, линия метро была спроектирована от «Лономосовской» к «Обухово», но по причине увеличения числа предприятий вдоль проспекта Обуховской обороны, решили построить еще одну станцию.
Станция «Пролетарская» ― колонного типа, глубокого заложения. Это первая станция Петербургского метрополитена, из-за большой глубины заложения (76 метров) оборудованная каскадом из двух эскалаторов. Большие и малые эскалаторы соединены небольшим тоннельным переходом. Архитектурное решение станции посвящено рабочему классу. Облицованные белым мрамором колонны венчают наклонные плоскости массивного фриза из полированного мрамора, символически изображающего развёрнутое красное знамя. Торцевая тёмно-красная стена-стела подземного зала украшена пролетарским символом ― горельефом «Серп и Молот».
Садовая
Дата открытия: 30.12.1991
Архитекторы: А. И. Прибульский, Г. П. Кашихин, В. В. Попов, А. В. Гончаров,
В. Г. Хильченко, К. Г. Леонтьева, Ю. Ю. Подервянская

При вводе в эксплуатацию «Садовая» была включена в состав Правобережной линии, которая входила в пусковой участок «Площадь Александра Невского 2» — «Достоевская». Наименование станция получила по Садовой улице, пересекающей Сенную площадь. В проекте станция носила название «Площадь Мира 3».
Со станции «Садовая» можно осуществить переход сразу на две линии: на станцию «Сенная площадь» (Линия 2) и станцию «Спасская» (Линия 4). Вход в вестибюль «Садовой» осуществляется через подуличные пешеходные переходы, расположенные по разным сторонам Сенной площади и Садовой улицы с выходами на Московский проспект и переулок Гривцова.
Станция «Садовая» — единственная из односводчатых станций глубокого заложения в Петербурге, имеющая два торцевых выхода. Строительство станции пришлось на непростые 1990-е годы, поэтому возникали трудности с отделочным материалом. Так, не получилось полностью одеть стены в серый гранит, так как на складах его не оказалось в достаточном количестве. Зато было много красного гранита. Таким образом, путевые стены станции получились красными со вставками из серого цвета.
Достоевская
Дата открытия: 30.12.1991
Архитекторы: А. В. Жук, А. Д. Токмань, В. Г. Хильченко

Вместе со станцией «Владимирская», «Достоевская» образует пересадочный узел, обеспечивая переход пассажиров к поездам Линии 1 (Кировско-Выборгской). Наземный вестибюль расположен у Владимирской площади, во дворе дома № 23
на Владимирском проспекте. В проекте станция называлась «Владимирская 2», название «Достоевская» станция получила, поскольку поблизости, в Кузнечном переулке, 5, находится музей-квартира писателя.
Станция «Достоевская» ― колонного типа, глубокого заложения. Архитектурное оформление станции создает образ Петербурга Достоевского. Облик эпохи, в которой жил великий писатель, передают стилизованные под старину фонари, установленные в центральном подземном зале. Торец украшен декоративным мозаичным панно в серых тоннах. Авторы мозаики: С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, Е. А. Жук. В торце станции расположены малые эскалаторы, ведущие в тоннельный переход, который соединяется со станцией «Владимирская».
Лиговский проспект
Дата открытия: 30.12.1991
Архитекторы: Ю. В. Еечко, Н. В. Ромашкин-Тиманов

«Лиговский проспект» – станция глубокого заложения, расположенная на Правобережной линии. Название станция получила по проспекту, на котором находится.
Вестибюль станции встроен в административное здание Управления метрополитена. Вход украшен табличкой золотого цвета с надписью «МЕТРОПОЛИТЕН». Внутри зал остеклен витражами работы творческой мастерской Андрея Мыльникова. Также витражи были установлены на внешних окнах, но после капитального ремонта, прошедшего в 2014 году, окна заложили.
«Лиговский проспект» – односводчатая станция. Пол и стены в нижнем вестибюле облицованы красным гранитом. Светильники, освещающие платформу, подвешены на своде. В торце зала установлена арка с остекленным витражом.
Новочеркасская
Дата открытия: 30.12.1985
Архитекторы: В. Г. Хильченко, В. Г. Чехман, А. С. Гецкин
Тема: борьба Красной гвардии Петрограда за Советскую власть

«Новочеркасская» – станция глубокого заложения, расположенная на Правобережной линии. До 1992 года носила название «Красногвардейская». Нынешнее название станция получила по Новочеркасскому проспекту, на котором она находится.
Вестибюль станции «Новочеркасская» находится под Заневской площадью и имеет целых 12 выходов.
Стены вестибюля отделаны красным мрамором. Над эскалаторным спуском установлен витраж «Побеждающая революция», работы художников В. П. Гусарова и В. Г. Леканова.
Нижняя часть станции состоит из свода, смонтированного из железобетонных сводов. Такая конструкция впервые была использована на Кировско-Выборгской линии. В центре идет пассажирская платформа. Освещение станции обеспечивают семь больший кольцевидных люстр.
С открытия путевую стену украшала надпись с названием станции. После переименования не стали заказывать буквы для новой надписи и просто поменяли старые местами. Не хватало только букв «Ч» и «О», их пришлось отдельно изготовить, но шрифт, которым были сделаны эти буквы не совпадал с оригинальным. Тем не менее, их установили. Эту ситуацию исправили только в 2011 году.
Обухово
Дата основания: 09.07.1981
Архитекторы: А. С. Гецкин, В. Н. Выдрин

Фасад наземного вестибюля станции облицован шлифованным мрамором «Коелга», украшен большими окнами-витражами с металлическим обрамлением. В 2008-м году был построен крытый надземный переход над путями Октябрьской железной дороги, обеспечивший безопасный проход пассажиров к пригородным поездам.
Свое название станция получила из-за непосредственной близости к одноименному историческому району Петербурга ― Обухово.
«Обухово» ― станция односводчатого типа, глубокого заложения. Подземный вестибюль построен по проекту архитекторов В. В. Попова, И. Н. Кускова, Л. М. Четыркина, И. Г. Лоханова и М. В. Меккеля. В отделке путевых стен также использован светлый мрамор «Коелга», карниз выполнен из декоративного профиля. В станционном зале установлены светильники из профильного металла и чеканной меди.
Художественное оформление станции посвящено возникновению революционных кружков за Невской заставой. Торцевую стену подземного вестибюля украшает горельеф «От марксистских кружков к революционному выступлению» работы скульптора А. А. Федосова. В центре барельефа ― портрет В. И. Ленина, внизу ― трёхфрагментная композиция, отображающая единение и революционную борьбу пролетарских масс.
Площадь Александра Невского 2
Дата открытия: 30.12.1985
Архитекторы: Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин и А. П. Волкова

Название получила из-за своего расположения вблизи одноимённой площади. Колонная станция глубокого заложения. Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, соединен с северным торцом станции коротким подземным переходом.
Тематика оформления станции — борьба Новгородской республики за независимость. Интерьер станции формируют два ряда объединенных в аркады колонн, имеющих скосы в нижней части. Облицованная белым мрамором галерея в какой-то степени напоминает стену древнерусского города-крепости. Установленная над аркадой череда решёток светильников, выполненных из анодированного алюминия, напоминает оконца бойниц. При этом шаг гофр свода и светильников не совпадают, создавая причудливый рисунок теней на потолке станции. Такие же светильники освещают боковые залы. Цоколь путевых стен облицован полированным гранитом. Сами стены облицованы декоративными панелями, набранными из штампованных алюминиевых элементов. Наложенные друг на друга лепестки золотистого цвета напоминают «чешую» ратных кольчуг. Их золотистая гамма хорошо сочетается с беломраморным карнизом. В торце станции, в специальной нише, отделанной золотистой смальтой, планировалось установить бронзовую скульптуру Александра Невского.
Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии. В восточном торце станции начинается эскалаторная галерея, ведущая в переходный тоннель к станции «Площадь Александра Невского I».
Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Невский проспект и Чернорецкий переулок.
Сама площадь Александра Невского, в честь которой названы станции метро, не один раз меняла свое наименование. До 1923 года она называлась Александро-Невская площадь (по одноимённому монастырю); в период 1923–1952 гг. – Красная площадь (по одноимённой площади в Москве); в 1952 году, к 250-летию города, получила современное название – площадь Александра Невского. Александр Невский, подняв копьё, обозревает перспективу проспекта. Позади – Александро-Невская лавра, которая находится на Монастырском острове, образованном в 1832 г. после завершения строительства Обводного канала. До начала XVIII в. на этой территории располагалась деревня Вихтула и шведская пороховая лаборатория, в начале XVIII в. Александро-Невский монастырь (отсюда название), ныне – Александро-Невская лавра. Но еще в писцовой книге 1500 года имеется название Большой Галтеев остров. Дело в том, что островом тогда именовали любую возвышенность среди болот. Здесь же находятся Духовная академия, Духовная семинария, Индустриально-педагогический колледж, психиатрическая больница и другие учреждения. Монастырский остров находится между Невой, Обводным каналом и речкой Монастыркой.
Пролетарская
Дата открытия: 09.07.1981
Архитекторы: Д. С. Гольдгор, Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталь, Н. А. Афошин

В проекте у станции было три названия: «Завод Большевик», «Александровское» и «Троицкое поле». Свое название станция получила в честь рабочих, которые жили в этом районе.
Наземный вестибюль округлой формы со стеклянными витражами, отделанный Сааремским доломитом, расположен на углу улицы Чернова и проспекта Обуховской обороны. Изначально, линия метро была спроектирована от «Лономосовской» к «Обухово», но по причине увеличения числа предприятий вдоль проспекта Обуховской обороны, решили построить еще одну станцию.
Станция «Пролетарская» ― колонного типа, глубокого заложения. Это первая станция Петербургского метрополитена, из-за большой глубины заложения (76 метров) оборудованная каскадом из двух эскалаторов. Большие и малые эскалаторы соединены небольшим тоннельным переходом. Архитектурное решение станции посвящено рабочему классу. Облицованные белым мрамором колонны венчают наклонные плоскости массивного фриза из полированного мрамора, символически изображающего развёрнутое красное знамя. Торцевая тёмно-красная стена-стела подземного зала украшена пролетарским символом ― горельефом «Серп и Молот».
Садовая
Дата открытия: 30.12.1991 
Архитекторы: А. И. Прибульский, Г. П. Кашихин, В. В. Попов, А. В. Гончаров,
В. Г. Хильченко, К. Г. Леонтьева, Ю. Ю. Подервянская

При вводе в эксплуатацию «Садовая» была включена в состав Правобережной линии, которая входила в пусковой участок «Площадь Александра Невского 2» — «Достоевская». Наименование станция получила по Садовой улице, пересекающей Сенную площадь. В проекте станция носила название «Площадь Мира 3».
Со станции «Садовая» можно осуществить переход сразу на две линии: на станцию «Сенная площадь» (Линия 2) и станцию «Спасская» (Линия 4). Вход в вестибюль «Садовой» осуществляется через подуличные пешеходные переходы, расположенные по разным сторонам Сенной площади и Садовой улицы с выходами на Московский проспект и переулок Гривцова.
Станция «Садовая» — единственная из односводчатых станций глубокого заложения в Петербурге, имеющая два торцевых выхода. Строительство станции пришлось на непростые 1990-е годы, поэтому возникали трудности с отделочным материалом. Так, не получилось полностью одеть стены в серый гранит, так как на складах его не оказалось в достаточном количестве. Зато было много красного гранита. Таким образом, путевые стены станции получились красными со вставками из серого цвета.
Все станции оснащены световыми информационными указателями и пиктограммами
1980
Новшества в информационном обслуживании пассажиров введены в «олимпийский» год, когда Ленинград стал местом проведения некоторых этапов соревнований. БЫЛО СОЗДАНО СПРАВОЧНОЕ БЮРО МЕТРОПОЛИТЕНА С ПЕРЕГОВОРНЫМИ ПУНКТАМИ НА СТАНЦИЯХ, вестибюли оснащены широкоформатными схемами линий или же электрифицированными справочными схемами, которые высвечивали маршрут следования и время поездки до станции назначения. ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ВИД ИНФОРМАЦИИ ― ПИКТОГРАММЫ. В местах повышенной опасности установлены специальные знаки.
Переговорный пункт, 1980 г.
Схема метро
в переходе станции
«Технологический институт»
1980
Создан музей метрополитена
Санаторий-профилакторий «Балтийский Берег»
В Зеленогорске открыт санаторий-профилакторий
метрополитена на 400 мест «Балтийский берег»
Объем перевозки пассажиров
превысил 2 миллиона человек
в сутки
1981
В электродепо «Автово» создан музей метрополитена, который впоследствии разместился в здании на улице Одоевского, 29 (станция метро «Приморская»).

В 2015 году к 60-летию метро после масштабной реконструкции музей превратился Интерактивный центр истории Петербургского метрополитена.

1981
«Пролетарская»
«Обухово»
Открытие станций
Станция «Обухово»
Станция «Пролетарская»
«Московские ворота»
К/ф «Опасный возраст», 1981 г.
В 1981 году на станции «Московские ворота» снимался фильм «Опасный возраст» режиссёра Александра Прошкина, где главную роль исполнила актриса Алиса Фрейндлих.
В трогательной сцене бывшие муж и жена через полгода после разъезда случайно встречаются в метро. Находясь на разных платформах станции, они делятся друг с другом последними событиями.
1982
«Удельная»
«Пионерская»
«Черная речка»
Открытие станций
Открытие станции метро
«Удельная»
Станция метро «Удельная»
Станция метро «Пионерская»
Станция метро «Чёрная речка»
Скульптура А. С. Пушкина
Станция метро «Чёрная речка»
Прошла обкатка первого
в стране вагона метрополитена
с асинхронным тяговым приводом
1983
Опытный вагон на базе вагона
типа Е №3222. 1983 г.
Схема метрополитена
при Капустине В. М.
Капустин Владимир Михайлович
В. М. Капустин — начальник
Ленинградского метрополитена.
Возглавлял метро с 1983 до 1985 г.
В период руководства Ленинградским метрополитеном
В. М. Капустиным открыта станция «Рыбацкое».
1984
«Рыбацкое»
Открытие станции
  Спортивная  
Старая Деревня
 Удельная 
 Черная речка 
  Чкаловская  
Спортивная
Дата открытия: 15.09.1997
Архитекторы: А. С. Константинов, В. С. Волонсевич при участии О. А. Кузнецова

«Спортивная» ― уникальная двухъярусная односводчатая станция глубокого заложения, рассчитанная на прием одновременно четырех составов по двум линиям. Подобная конструкция станции применена впервые в мире. Из одного яруса на другой выводят шесть малых эскалаторов, объединенных в две группы по три эскалатора. Двухэтажное решение было обусловлено желанием объединить две станции в одну ― в будущем на «Спортивной» предполагается создать пересадочный узел между Фрунзенско-Приморской и перспективной Кольцевой линиями. Конструкция узла сочетает все преимущества односводчатых станций глубокого заложения. Благодаря компактности конструкции узел занимает минимум подземного пространства.
Вход на станцию через вестибюль 1 осуществляется через подземные переходы, расположенные под проспектом Добролюбова.
27 мая 2015 года на пересечении набережной Макарова, Кадетской и 1-й линий Васильевского острова был открыт второй вестибюль станции «Спортивная». Вестибюль расположен практически вплотную к Малой Неве (ниже русла всего на 10 метров), минимальное расстояние сооружений метрополитена в этом месте до реки – 5,8 метра, до зданий исторической застройки – 5 метров.
Второй вестибюль станции «Спортивная» является уникальным для петербургского метрополитена. Вестибюль и платформу станции соединяет пешеходный тоннель проложенный под руслом Малой Невы, в котором расположены траволаторы.
Название станции полностью соответствует ее архитектурному оформлению, которое посвящено спортивной тематике.
В верхнем зале вестибюля 1 станции «Спортивная» над эскалаторами можно прочесть «Оду спорту» Пьера де Кубертена. Станцию отличает большое количество мозаичных панно. Все они сделаны студией Александра Быстрова.
Над эскалаторным спуском располагается панно «Олимпийский огонь», по стенам развешаны 6 медальонов, изображающий богов Древней Греции. Мозаичные работы посвящены теме спортивных игр. Также античную стилистику подчеркивают кессонированный потолок и «греческие» светильники, установленные вдоль эскалатора.
Старая Деревня
Дата открытия: 14.01.1999
Архитекторы: В. Н. Щербин, И. П. Макаюда

«Старая деревня» (в проекте «Сестрорецкая») – станция глубокого заложения, расположенная на Фрунзенско-Приморской линии. Название станции дали по одноименному району, в котором она находится. От «Старой деревни» легко добраться до Елигина острова, на территории которого раскинулся центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова. Сам комплекс островов является памятником природы регионального значения.
Павильон станции – двухэтажное кирпичное здание. Зал для входа и выхода пассажиров остеклен. Вестибюль разделен на две части: кассовую и эскалаторную, каждая имеет свое особое архитектурное оформление.
Нижний вестибюль имеет конструкцию односводчатой станции. В качестве освещения используются семь торшеров, по форме имитирующих городские фонари. Стены облицованы серо-голубым мрамором, платформа, в свою очередь, – красным гранитом.
На торцевой стене установлена мозаика, изображающая приморский пейзаж. Работу выполнила студия Александра Быстрова.

Удельная
Дата открытия: 04.11.1982
Архитекторы: А. С. Гецкин, В. Г. Хильченко, В. Н. Выдрин

«Удельная» входит в состав Линии 2. Название станция получила по историческому району, в котором находится, а также по одноименной железной станции. Один из самых известных рынков Петербурга «Удельный» расположен недалеко от станции. Он пользуется большой популярностью среди петербуржцев и туристов, как крайне колоритное место. Журнал «Forbes» в рейтинге лучших блошиных рынков мира, поставил «Удельный» на второе место.
«Удельная» ― односводчатая станция глубокого заложения. Особое место в оформлении станции занимает освещение. Оно строится на ритме поперечных световых арок. Световая дуга имеет встроенные светильники, прикрытые рассеивающей решеткой в центральной части. На боковые плоскости арок ложится скользящий свет.
В торце станции установлен барельеф В. И. Ленина, под которым помещён текст:
«В начале августа 1917 года В. И. Ленин, скрываясь от преследования Временного буржуазного правительства, нелегально уехал на паровозе № 293 с железнодорожной станции Удельная в Финляндию. В начале октября 1917 года возвратился в Петроград для руководства подготовкой вооружённого восстания».
Путевые стены станции отделаны керамической плиткой изумрудного оттенка.
Черная речка
Дата открытия: 04.11.1982
Архитекторы: Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин, А. П. Волкова, В. Г. Хильченко, И. Е. Сергеева, Н. А. Виноградова

«Чёрная речка» – станция глубокого заложения, расположенная на Московско-Петроградской линии. Территориально станция находится в Новой Деревне, и изначально название района должно было стать названием станции. Но более удачным вариантом сочли «Чёрная речка», по находящемуся рядом месту дуэли Александра Сергеевича Пушкина.
Павильон станции находится вблизи улиц Савушкина и Академика Крылова, напротив дачи Е. П. Салтыковой. К застекленной части фасада пристроены торговые помещения.
«Чёрная речка» – односводчатая станция. Путевые стены облицованы лабрадоритовыми плитами, пол – серым гранитом. Освещают зал двухъярусные люстры с лампами, имитирующими свечи.
В торце установлена бронзовая скульптура А. С. Пушкина высотой три метра на постаменте из белого камня. Этой работой скульптор Михаил Аникушин продолжил ряд образов поэта, начатый памятником на Площади Искусств и в нижнем вестибюле ст. метро «Пушкинская». В постамент статуи вложено послание: «В день светлой памяти великого Пушкина установлена статуя на века в подземном зале Ленинградского метро 10 февраля 1983 г. в 6 часов 15 минут. Скульптор Мих. Аникушин».

Чкаловская

Дата открытия: 15.09.1997
Архитекторы: В. С. Волонсевич и А. С. Константинов

Название связано с её расположением у Чкаловского проспекта.
На ступенях, ведущих к входу на станцию, установлен бюст В. П. Чкалова работы скульптора В. Свешникова. Тематика художественного оформления станции посвящена авиации. Торец подземного зала украшает мозаика с изображением человека, плавно переходящего в небесную боевую машину. Рисунок на посадочной платформе напоминает разметку на аэродроме, а металлические светильники над путями стилизованы под конструктивные элементы самолёта АНТ-6. Освещение у эскалаторной галереи сделано в виде пропеллеров. Указатели на станции выполнены вместе со скамейками, расположенными в центре зала. Путевые двери выполнены из алюминия. Светильники на эскалаторах установлены не на балюстраде эскалатора, а на своде.
Чкаловская – это односводчатая станция глубокого заложения.
Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Чкаловский проспект и Большую Зеленину улицу.
Большая Зеленина улица имеет интересную историю. Зелениных улиц в Петербурге три – Большая, Малая и Глухая. Это единственный в своем роде топонимический ансамбль, обычно составляющие подобных троек именуются Большой, Малой и Средней.
Раньше улицы были не Зелениными, а Зелейными. В XVIII веке одним из значений слова «зелье» было «порох». За Карповкой, на западной оконечности Аптекарского острова, с 1710 года располагался первый в Петербурге пороховой завод, а здесь была Зелейная слобода, в которой жили его рабочие. Интересно, что первое время пороховым производством заведовала женщина – вдова выписанного из Голландии мастера Елена де Воль. Дело в том, что мастер умер, никому, кроме жены, не открыв секретов производства, и волей-неволей пришлось взять её на службу. В 1801 году завод закрыли, оборудование перевезли на Охтинские пороховые заводы, а землю Павел I пожаловал своему придворному гардеробмейстеру (смотрителю за одеждой) Геслеру. Так появился Геслеровский переулок. В 1900-е годы в состав Геслеровского переулка вошел участок от Большой Разночинной до Большой Зелениной. 11 декабря 1946 года Геслеровский переулок получил имя Геслеровского проспекта. Этот участок нынешнего Чкаловского проспекта также объединяет два более старых участка: от Большой Зелениной до Карповки.
15 декабря 1952 года произошло объединение бывшего Геслеровского переулка и Порховской улицы (от нынешней улицы Красного Курсанта до Большой Разночинной), и новый проспект был назван в честь советского лётчика, испытателя, комбрига, Героя Советского Союза В. П. Чкалова, жившего близ этого проспекта (в доме на нынешней ул. Всеволода Вишневского).
Большой Разночинной улицы связано с находившейся здесь слободой разночинцев. Так назывались выходцы из разных сословий, занимавшиеся, как правило, умственным трудом. Люди эти имели разные чины, отсюда и обозначение – разночинцы.
В районе станции метро имеется множество исторических построек, например, по адресу Чкаловский проспект, 16, до перестройки в 1903 г. находился театр В. Неметти (Вера Александровна Линская-Неметти), где играли актеры П. Н. Орленев и М. В. Дальский. Здание театра В. А. Неметти построено в 1902–1904 гг. (гражданский инженер А. К. Монтаг) и включено в существующий жилой дом.
В советское время на этом месте был пивной ресторан «Белая лошадь».
Также в этом районе находятся дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества (5-этажный жилой дом, 1899–1900 гг., гражд. инж. М.Ф. Геслер), доходный дом В. И. Чулкова (Архитектор: Батуев П. Н. Год постройки: 1911), дом Н. П. Котроховой (1911 г., гражд. инж. Л. Я. Дубнов).
Спортивная
Дата открытия: 15.09.1997
Архитекторы: А. С. Константинов, В. С. Волонсевич при участии О. А. Кузнецова

«Спортивная» ― уникальная двухъярусная односводчатая станция глубокого заложения, рассчитанная на прием одновременно четырех составов по двум линиям. Подобная конструкция станции применена впервые в мире. Из одного яруса на другой выводят шесть малых эскалаторов, объединенных в две группы по три эскалатора. Двухэтажное решение было обусловлено желанием объединить две станции в одну ― в будущем на «Спортивной» предполагается создать пересадочный узел между Фрунзенско-Приморской и перспективной Кольцевой линиями. Конструкция узла сочетает все преимущества односводчатых станций глубокого заложения. Благодаря компактности конструкции узел занимает минимум подземного пространства.
Вход на станцию через вестибюль 1 осуществляется через подземные переходы, расположенные под проспектом Добролюбова.
27 мая 2015 года на пересечении набережной Макарова, Кадетской и 1-й линий Васильевского острова был открыт второй вестибюль станции «Спортивная». Вестибюль расположен практически вплотную к Малой Неве (ниже русла всего на 10 метров), минимальное расстояние сооружений метрополитена в этом месте до реки – 5,8 метра, до зданий исторической застройки – 5 метров.
Второй вестибюль станции «Спортивная» является уникальным для петербургского метрополитена. Вестибюль и платформу станции соединяет пешеходный тоннель проложенный под руслом Малой Невы, в котором расположены траволаторы.
Название станции полностью соответствует ее архитектурному оформлению, которое посвящено спортивной тематике.
В верхнем зале вестибюля 1 станции «Спортивная» над эскалаторами можно прочесть «Оду спорту» Пьера де Кубертена. Станцию отличает большое количество мозаичных панно. Все они сделаны студией Александра Быстрова. Над эскалаторным спуском располагается панно «Олимпийский огонь», по стенам развешаны 6 медальонов, изображающий богов Древней Греции. Мозаичные работы посвящены теме спортивных игр. Также античную стилистику подчеркивают кессонированный потолок и «греческие», светильники установленные вдоль эскалатора.
Старая Деревня
Дата открытия: 14.01.1999 
Архитекторы: В. Н. Щербин, И. П. Макаюда

«Старая деревня» (в проекте «Сестрорецкая») – станция глубокого заложения, расположенная на Фрунзенско-Приморской линии. Название станции дали по одноименному району, в котором она находится. От «Старой деревни» легко добраться до Елигина острова, на территории которого раскинулся центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова. Сам комплекс островов является памятником природы регионального значения.
Павильон станции – двухэтажное кирпичное здание. Зал для входа и выхода пассажиров остеклен. Вестибюль разделен на две части: кассовую и эскалаторную, каждая имеет свое особое архитектурное оформление.
Нижний вестибюль имеет конструкцию односводчатой станции. В качестве освещения используются семь торшеров, по форме имитирующих городские фонари. Стены облицованы серо-голубым мрамором, платформа, в свою очередь, – красным гранитом.
На торцевой стене установлена мозаика, изображающая приморский пейзаж. Работу выполнила студия Александра Быстрова.
Удельная
Дата открытия: 04.11.1982
Архитекторы: А. С. Гецкин, В. Г. Хильченко, В. Н. Выдрин

«Удельная» входит в состав Линии 2. Название станция получила по историческому району, в котором находится, а также по одноименной железной станции. Один из самых известных рынков Петербурга «Удельный» расположен недалеко от станции. Он пользуется большой популярностью среди петербуржцев и туристов, как крайне колоритное место. Журнал «Forbes» в рейтинге лучших блошиных рынков мира, поставил «Удельный» на второе место.
«Удельная» ― односводчатая станция глубокого заложения. Особое место в оформлении станции занимает освещение. Оно строится на ритме поперечных световых арок. Световая дуга имеет встроенные светильники, прикрытые рассеивающей решеткой в центральной части. На боковые плоскости арок ложится скользящий свет.
В торце станции установлен барельеф В. И. Ленина, под которым помещён текст:
«В начале августа 1917 года В. И. Ленин, скрываясь от преследования Временного буржуазного правительства, нелегально уехал на паровозе № 293 с железнодорожной станции Удельная в Финляндию. В начале октября 1917 года возвратился в Петроград для руководства подготовкой вооружённого восстания».
Путевые стены станции отделаны керамической плиткой изумрудного оттенка.
Черная речка
Дата открытия: 04.11.1982
Архитекторы: Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин, А. П. Волкова, В. Г. Хильченко, И. Е. Сергеева, Н. А. Виноградова

«Чёрная речка» – станция глубокого заложения, расположенная на Московско-Петроградской линии. Территориально станция находится в Новой Деревне, и изначально название района должно было стать названием станции. Но более удачным вариантом сочли «Чёрная речка», по находящемуся рядом месту дуэли Александра Сергеевича Пушкина.
Павильон станции находится вблизи улиц Савушкина и Академика Крылова, напротив дачи Е. П. Салтыковой. К застекленной части фасада пристроены торговые помещения.
«Чёрная речка» – односводчатая станция. Путевые стены облицованы лабрадоритовыми плитами, пол – серым гранитом. Освещают зал двухъярусные люстры с лампами, имитирующими свечи.
В торце установлена бронзовая скульптура А. С. Пушкина высотой три метра на постаменте из белого камня. Этой работой скульптор Михаил Аникушин продолжил ряд образов поэта, начатый памятником на Площади Искусств и в нижнем вестибюле ст. метро «Пушкинская». В постамент статуи вложено послание: «В день светлой памяти великого Пушкина установлена статуя на века в подземном зале Ленинградского метро 10 февраля 1983 г. в 6 часов 15 минут. Скульптор Мих. Аникушин».
Чкаловская
Дата открытия: 15.09.1997
Архитекторы: В. С. Волонсевич и А. С. Константинов

Название связано с её расположением у Чкаловского проспекта.
На ступенях, ведущих к входу на станцию, установлен бюст В. П. Чкалова работы скульптора В. Свешникова. Тематика художественного оформления станции посвящена авиации. Торец подземного зала украшает мозаика с изображением человека, плавно переходящего в небесную боевую машину. Рисунок на посадочной платформе напоминает разметку на аэродроме, а металлические светильники над путями стилизованы под конструктивные элементы самолёта АНТ-6. Освещение у эскалаторной галереи сделано в виде пропеллеров. Указатели на станции выполнены вместе со скамейками, расположенными в центре зала. Путевые двери выполнены из алюминия. Светильники на эскалаторах установлены не на балюстраде эскалатора, а на своде.
Чкаловская – это односводчатая станция глубокого заложения.
Имеется наземный вестибюль с выходом в город на Чкаловский проспект и Большую Зеленину улицу.
Большая Зеленина улица имеет интересную историю. Зелениных улиц в Петербурге три – Большая, Малая и Глухая. Это единственный в своем роде топонимический ансамбль, обычно составляющие подобных троек именуются Большой, Малой и Средней.
Раньше улицы были не Зелениными, а Зелейными. В XVIII веке одним из значений слова «зелье» было «порох». За Карповкой, на западной оконечности Аптекарского острова, с 1710 года располагался первый в Петербурге пороховой завод, а здесь была Зелейная слобода, в которой жили его рабочие. Интересно, что первое время пороховым производством заведовала женщина – вдова выписанного из Голландии мастера Елена де Воль. Дело в том, что мастер умер, никому, кроме жены, не открыв секретов производства, и волей-неволей пришлось взять её на службу. В 1801 году завод закрыли, оборудование перевезли на Охтинские пороховые заводы, а землю Павел I пожаловал своему придворному гардеробмейстеру (смотрителю за одеждой) Геслеру. Так появился Геслеровский переулок. В 1900-е годы в состав Геслеровского переулка вошел участок от Большой Разночинной до Большой Зелениной. 11 декабря 1946 года Геслеровский переулок получил имя Геслеровского проспекта. Этот участок нынешнего Чкаловского проспекта также объединяет два более старых участка: от Большой Зелениной до Карповки.
15 декабря 1952 года произошло объединение бывшего Геслеровского переулка и Порховской улицы (от нынешней улицы Красного Курсанта до Большой Разночинной), и новый проспект был назван в честь советского лётчика, испытателя, комбрига, Героя Советского Союза В. П. Чкалова, жившего близ этого проспекта (в доме на нынешней ул. Всеволода Вишневского).
Наименование Большой Разночинной улицы связано с находившейся здесь слободой разночинцев. Так назывались выходцы из разных сословий, занимавшиеся, как правило, умственным трудом. Люди эти имели разные чины, отсюда и обозначение – разночинцы.
В районе станции метро имеется множество исторических построек, например, по адресу Чкаловский проспект, 16, до перестройки в 1903 г. находился театр В. Неметти (Вера Александровна Линская-Неметти), где играли актеры П. Н. Орленев и М. В. Дальский. Здание театра В. А. Неметти построено в 1902–1904 гг. (гражданский инженер А. К. Монтаг) и включено в существующий жилой дом.
В советское время на этом месте был пивной ресторан «Белая лошадь».
Также в этом районе находятся дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества (5-этажный жилой дом, 1899–1900 гг., гражд. инж. М.Ф. Геслер), доходный дом В. И. Чулкова (Архитектор: Батуев П. Н. Год постройки: 1911), дом Н. П. Котроховой (1911 г., гражд. инж. Л. Я. Дубнов).
1985
Елсуков Виктор Алексеевич
Схема метрополитена
при Елсукове В. А.
В. А. Елсуков возглавлял метро с 1985 по 1990 г. В период руководства Ленинградским метрополитеном В. А. Елсуковым открыты 7 станций и электродепо «Невское».
Введены первые системы управления
работой станции с теленаблюдением
за пассажиропотоком от вестибюля
до платформы
Система управления
работой станции (СУРСТ)
1985
1985
1985
1985
1985
НАЧАЛО РАЗРАБОТКАМ ПОЛОЖИЛО ВНЕДРЕНИЕ В 1980-Х ГОДАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ. Еще в 1976 году в опытном порядке на станции «Технологический институт» была смонтирована первая телевизионная установка из двух телекамер для обзора верхней и нижней площадок эскалаторов и среднего зала. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЫВОДИЛОСЬ НА ВИДЕОКОНТРОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЭСКАЛАТОРНОГО ДИСПЕТЧЕРА.
Читать еще
Вскоре узел станций «Невский проспект»–«Гостиный двор» оснастили телевидением с выводом изображения пассажирских потоков с вестибюлей, эскалаторов и пассажирских платформ на экраны эскалаторного и поездного диспетчеров, а также оператора узла двух станций. СЛЕДУЮЩИМ ШАГОМ СТАЛО СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ работой станции или пересадочного узла (СУРСТ), которая позволила контролировать ситуацию на станции. В 1985 году такие устройства были смонтированы на станциях «Горьковская» и «Петроградская», а на следующий год на «Московских воротах» и «Фрунзенской». ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПАССАЖИРОПОТОК В ВЕСТИБЮЛЯХ И НА ПЛАТФОРМАХ, НА ВХОДНЫХ И ВЫХОДНЫХ ПЛОЩАДКАХ ЭСКАЛАТОРОВ, НА ПОДХОДЕ К СТАНЦИИ. Монитор показывал положение стрелочных переводов и прибытие поездов. ДЕЖУРНЫЙ ПО СТАНЦИИ ПОЛУЧИЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ С УЧЕТОМ КОНКРЕТНОЙ ОБСТАНОВКИ: ПРИМЕНИТЬ ГРОМКОГОВОРЯЩУЮ СВЯЗЬ, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ СНИМАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ С КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА ИЛИ ОСТАНАВЛИВАТЬ ПОЕЗД ПЕРЕД СТАНЦИЕЙ. Управление всеми техническими процессами отныне было сконцентрировано в его руках. На сегодняшний день ПЕРВЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТАНЦИЕЙ (СУРСТ) ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНЕНЫ
НА НОВЕЙШИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ.
1985
«Площадь Александра Невского 2»
Открытие станции
Станция метро
«Площадь Александра Невского-2»
Станция метро
«Площадь Александра Невского-2»
Фрагмент мозаичного панно «Битва Александра
Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году»
Декор на платформе станции
Александр Быстров
Александр Кирович Быстров — советский и российский художник-монументалист, мозаичист, живописец, педагог, профессор.

Автор мозаик для станций Петербургского метрополитена: «Площадь Александра Невского 2» (Серебряная медаль АХ СССР за композицию в мозаике «Александр Невский»), «Спортивная» (Золотая медаль Pоссийской Академии Художеств), «Старая Деревня», «Комендантский проспект», «Парнас», «Звенигородская», «Волковская», «Адмиралтейская», «Бухарестская», «Международная».
Фрагмент интервью А. К. Быстрова изданию «Санкт-Петербургские ведомости» (18.07.2017):
Фото: Павел Долганов, личный фотограф А. К. Быстрова
Читать
СПб Ведомости: Как вы пришли к такому специальному виду монументального искусства?
А. К. Быстров: Художник свой путь не выбирает, убежден, что существует некое провидение...
Я учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина у Андрея Андреевича Мыльникова. Это замечательный педагог, грандиозный мастер. После окончания института был принят в творческую мастерскую Академии художеств под руководством Мыльникова.
И вот тут случилось в моей жизни то, что я называю провидением. 1985 год – 40-летие Победы. Свою дипломную работу я посвятил Александру Невскому, легендарной битве на Чудском озере с тевтонскими рыцарями. А в это время строилась станция метро «Площадь Александра Невского 2». Набрался смелости и обратился в метрополитен. Один из его тогдашних руководителей замечательный человек Олег Тимофеевич Арефьев посмотрел мои черно-белые фотографии и сказал: «А что, давай будем делать».
Конечно, я был окрылен. Мне помогли заказать огромный холст размером 5 на 12 метров, и с неимоверным вдохновением я принялся за создание картины – мозаичной, в метро ведь живописи в классическом ее понимании нет.
А вы понимали тогда, что такое мозаика, как ее делать?
Все приходилось схватывать с ходу. Тогда молодым художникам давали заказы не слишком интересные – написать для детского садика «Колобка» или «Серого Волка». А тут такое произведение!
Это была для меня первая мозаичная работа в метро. Когда в 1955 году его открыли в Ленинграде, то станции были украшены скульптурами и мозаичными полотнами знаменитых современников. «Пушкинскую» оформлял Михаил Аникушин, «Владимирскую» – Андрей Мыльников, профессор Алексей Соколов, тоже мой учитель, делал мозаичное оформление станции «Автово»... По эскизам еще одного профессора института имени Репина Александра Королева был выполнен первый литой витраж в Ленинграде – на станции «Гостиный двор», сюжет – расстрел июльской демонстрации 1917 года на Невском проспекте. Мыльников и Королев сделали мозаичное панно с Лениным на Финляндском вокзале... И вот в это пространство, громадный зал с большими художниками довелось войти мне. Нужно было искать свое место в том зале.
Мне повезло и дальше. После оформления станции метро «Площадь Александра Невского 2» я был приглашен в хороший коллектив архитекторов Валериана Волонсевича и Александра Константинова - они выиграли конкурс на проект станции «Спортивная». Планировалось делать ее парадной, помпезной в хорошем смысле слова, так как Петербург приглашал Олимпиаду.
Однако Олимпиаду Петербургу не дали, с деньгами в 1990-е годы было сложно, и финансирование урезали. Но мозаичное панно было сделано. Причем такое, что пушкой-сорокапяткой не возьмешь, как сейчас называют – антивандальное. Привычки футбольных фанатов известны...
Мозаика на станции метро «Площадь Александра Невского»
в Санкт-Петербурге
«Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году»
Город на Неве. Встречи с ним всегда ждешь, как праздника. Все здесь особенное — творения зодчих (что ни дом — глазу радость) и мосты над рекой, музеи с мировым именем и верфи, с которых сходят атомные ледоколы. И метро: его станции отличаются «лица не общим выраженьем» — своеобразной архитектурой, инженерными решениями, отделкой, стремлением ввести в интерьеры искусство. Ленинградцы часто используют для оформления метро смальтовую мозаику — материал, традиционный для северной столицы, практически вечный, с отменными декоративными качествами. В наземном вестибюле станции «Площадь Александра Невского» главной достопримечательностью является огромное мозаичное панно, автор которого — монументалист Александр Кирович Быстров. Произведение интересно не только с художественной точки зрения, но и тем, что являет собой нечастый пока случай, когда студенческий диплом оказался претворенным в жизнь.
Читать еще
Еще в Саратовском художественном училище Александр почувствовал тягу к исторической теме–выпускную работу выполнил на сюжет крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Затем – положенное время службы в армии и Институт имени И. Е. Репина, который он окончил в 1985 году. Диплом (картон для мозаики) делал под руководством народного художника СССР, профессора А. А. Мыльникова на тему: «Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году». Работа получила отличную оценку, серебряную медаль Академии художеств и была рекомендована к реализации.

После института Быстров остался в творческой мастерской А. А. Мыльникова, продолжая трудиться над темой. Был заключен договор с Ленинградской дирекцией строящегося метрополитена, уточнены возможности осуществления авторского замысла, пройдены художественные советы. Два года создавался картон будущей мозаики, чему сопутствовало кропотливое собирание и изучение материала, многочисленные наброски и эскизы.

— Пришлось изрядно покопаться в книгах,— рассказывает Александр,— Фактических сведений оказалось мало, и они разбросаны по различным источникам. Есть древнерусские летописи еще домонгольского времени с прекрасными миниатюрами: оружие, одежда, образы — все взято оттуда. Что касается внешнего вида и вооружения немецких рыцарей — тоже пришлось собирать по крохам, но уже из иностранных документов. Существенную помощь в этом деле оказала доцент кафедры искусствоведения Репинского института Р. Ф. Михайлова. Она нашла уникальные тексты, отражающие событие, в частности — «Нюрнбергскую хронику», подробно описывающую, как и где происходило сражение, его участников, атрибутику того времени.

В композиционном и колористическом воплощении темы автор опирался на памятники живописи, дошедшие из глубины веков — киевские мозаики, фрески Новгорода и Пскова, в которых сохранился духовный настрой, характерный для Руси тех лет: суровая героика воинского подвига, беззаветная жертвенность во имя Отчизны. Возникали ассоциации с византийскими мозаиками, к примеру, в цветовом решении неба: золотой фон здесь как символ особой значимости происходящего, божественной избранности, исключительности момента. По мере накопления материала происходило образное обогащение композиции, избавление от случайных деталей, невыразительных пятен. Художнику пришлось выяснять, какие краски использовались у нас и в Европе в те годы. В ходу были, оказывается, белый, киноварь, красный (ближе к вишневому), синий, охристые тона. Не было таких, как желтый или фиолетовый, — их просто тогда не делали.

Диагональное построение композиции продиктовано мотивом противостояния: клин (или «свинья», как называли его у нас) псов-рыцарей врубается в русское воинство, останавливается и сминается им. Динамику сюжета подчеркивают линии копий в руках сражающихся: у немцев они черные — несущие порабощение, смерть; у ратников Невского – красные, как бы раскалены от ярости к противнику. Центральный образ — Александра Невского. Собственно, композиция замышлена так, чтобы он и выделялся на золотом фоне в единоборстве с закованным в железо магистром. Меч Невского – единственное белое пятно среди знамен и копий. Как молния сверкает оружие полководца, разящего врага. Центральная группа мозаики — своего рода аналогия с иконным образом Георгия Победоносца, попирающего дракона.

Просто необходим при создании уникального мозаичного полотна оказался богатый опыт А. А. Мыльникова. Андрей Андреевич поправлял художника, когда тот уходил в излишнюю детализацию, стаффажность, направлял его усилия в русло монументальности, философского и художественного обобщения темы, размышления о сущности цвета и ритма, выявляя тем самым сюжет, подчеркивая эмоциональную напряженность композиции, одухотворенность образов. Он советовал автору учитывать и будущее местоположение мозаики — по соседству с Александро-Невской лаврой, где покоятся мощи благоверного князя, перенесенные сюда Петром I, архитектуру этой части города, близость Невы — более суровой, нежели радостной по колориту.

Картон — лишь полдела в создании мозаики: ее еще нужно перевести в материал. У художника при этом появляются соавторы — мастера-мозаичисты. Набор «Александра Невского» осуществлялся в мастерской Академии художеств, ведущей свои традиции еще от М. В. Ломоносова. По мнению специалистов, мастерская обладает уникальным магазином смальты, насчитывающим до 15 000 оттенков. Здесь имеются не только все образцы смальты, но и рецепты, по которым в любое время ее можно сварить. Кстати, для этого картона была получена смальта некоторых цветов, которых не оказалось в магазине — холодных синих, зеленых.

В начале работы картон разметили на блоки-фрагменты (в нашем случае их 18 по горизонтали и 6 по вертикали). Затем мастер снимает кальку, накладывает ее на планшет, где кусочками смальты различного размера-модуля и делается набор. Опытные мастера, а среди них есть еще и выпускники училища барона Штиглица, такие, как Зоя Николаевна Никонова и Александр Платонович Тимофеев, иногда подсказывают, как лучше выполнить тот или иной фрагмент, каким модулем, — от этого зависит, будет ли набор вялым и неинтересным или, напротив, активно живущим в интерьере.

Одиннадцать мозаичистов в течение восьми месяцев трудились над панно «Александр Невский». Конечно, рядом с мастерами постоянно находился автор. Когда все фрагменты были набраны и составившееся из них изображение еще раз просмотрено и одобрено худсоветом, началась заливка блоков цементным раствором. А в помещении наземного вестибюля станции метро тем временем соорудили металлический каркас-ширму, где и укреплялись готовые части панно. Мастера заделали швы-стыки последними кусочками смальты, и мозаика превратилась в единое целое, как будто и не сложили ее из множества частей.

Тысячи ленинградцев, гостей города встречаются ежедневно с великолепным панно. Большая часть людей видит мозаику мимоходом, некоторые останавливаются, разглядывают — особенно родители с детьми. И этот поток зрителей нескончаем. Александру Быстрову повезло: его творческая биография началась с произведения, которое у всех на виду.

В.Шумков
Мозаичное панно «Александр Невский»
Станция метро «Площадь Александра Невского 2» в Санкт-Петербурге
Смальта, 1990 г.
1985
«Новочеркасская»
(до 1992 года «Красногвардейская»)
«Ладожская»
«Проспект Большевиков»
Открытие станций
Открытие станции «Проспект Большевиков»
Принята в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления метрополитеном (АСУ-метро)
1986
Она включала в себя управление перевозочным процессом, микроклиматом метрополитена, энергохозяйством, материально-техническим снабжением, отчетностью и др. Отдел автоматизированных систем управления был создан ещё в 1976 году. В 1978 ГОДУ МПС УТВЕРДИЛО КООРДИНАЦИОННЫЙ ПЛАН РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ-МЕТРО НА МЕТРОПОЛИТЕНАХ СТРАНЫ.
Читать еще
Ленинградский метрополитен был определен как базовый для внедрения задач первой очереди. Труд разработчиков и программистов лаборатории вычислительной техники, а затем вычислительного центра, завершился сдачей в 1986 году первой очереди АСУ-метро.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОМ (АСУ-МЕТРО) служит для автоматизированного управления процессом перевозки пассажиров в зависимости от фактического пассажиропотока, обеспечивая ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ, СНИЖЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ И УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕРСОНАЛА МЕТРОПОЛИТЕНА.
Пост дежурной по станции
«Улица Дыбенко», 1986 г.
Оператор поста централизации, 1985 г.
1986
Открыто электродепо «Невское»
«Автово»
К/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона », 1986 г.
В своё время на путях электродепо «Автово» обнаружили тело Кадогена Уэста. Впрочем, это был всего лишь эпизод из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1986 г.), которые исследовали – по сюжету – железную дорогу, а вовсе не метро.
1987
Открытие станции
Мозаичное панно на станции
«Улица Дыбенко»
Станция метро «Улица Дыбенко»
Открыта станция «Улица Дыбенко». В 2007 году была попытка переименовать станцию в «Весёлый посёлок», но она не была одобрена губернатором. Зал украшает мозаичное панно — молодая женщина с винтовкой в одной руке, и книгой с лозунгом «СВОБОДА МИР БРАТСТВО РАВЕНСТВО ТРУД» —
в другой руке.
1988
«Озерки»
«Проспект Просвещения»
Открытие станций
Станция метро «Озерки»
Станция метро «Озерки»
Станция метро «Проспект Просвещения» в день открытия
1989
Внедрен вагон-габаритомер, выполненный силами ПКТБ и службы пути на базе вагона серии «ЕМ»
1990
Гарюгин Владимир Александрович
Схема метро при Гарюгине В. А., 2020 г.
Владимир Александрович Гарюгин возглавлял метро с 1990 по 2020 г. В период руководства Петербургским метрополитеном
В. А. Гарюгиным открыты 22 станции, электродепо «Выборгское» и «Южное».
«Лиговский проспект»
«Достоевская»
«Садовая»
Открытие станций
Станция метро «Лиговский проспект»
Оформление станции
«Лиговский проспект»
Памятник Ф. М. Достоевскому
около стации метро «Достоевская»
Станция метро «Садовая»
Станция метро «Достоевская»
1991
«Улица Дыбенко»
«Садовая»
К/ф «Лох – победитель воды», 1991 г.
В 1991 году шахту на Сенной площади и строящийся подземный переход станции «Садовая» снимали в фильме «Лох – победитель воды» режиссёра Аркадия Тигая.
Музыку к фильму написал актёр, музыкант и композитор Сергей Курёхин, исполнивший в фильме главную роль.
1992
Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина переименован
в Петербургский метрополитен
Вслед за переименованием города в 1991 году решением малого Совета
Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 17.06.1992 г. №162 вынесено решение «переименовать с 01.07.1992 Ленинградский метрополитен
им. В. И. Ленина в Петербургский метрополитен».
В обращение вновь введен жетон, как средство оплаты проезда
в метрополитене
Решение принято из-за усиления инфляции. В 1991–1992 годах стоимость жетона менялась пять раз.
1993
Введена система нумерации
линий метрополитена
Введена система нумерации линий метрополитена, каждой был присвоен свой номер и цвет. Тогда же началась замена световых символов на фасадах вестибюлей станций.
Внедрена первая очередь
системы прохода пассажиров
по магнитным картам
Переоборудование турникетов для возможности прохода по карточкам с магнитной полосой началось в 1994 году.
В 1995 году карточки с магнитной полосой появились в продаже для пассажиров.
Магнитные карточки для прохода в метро
Проход пассажиров по магнитным картам
на станции метро «Пролетарская»
Пропускной пункт с системой электронного
учета платежей, 1995 г.
1996
Началась разработка и внедрение нового поколения устройств по управлению движением поездов
Началась разработка и внедрение нового поколения устройств
по управлению движением поездов на основе микропроцессорной техники – системы «Движение», которая призвана существенно расширить круг решаемых задач и заменить устаревшие системы централизации стрелок и сигналов, автоведения поездов.
1997
«Чкаловская»
«Спортивная 1»
Открытие станций
Открытие станции метро «Чкаловская»
Проведено техническое переоборудование
65 вестибюлей Петербургского метрополитена универсальными турникетами нового поколения УТ-96
1998
1999
«Старая Деревня»
«Крестовский остров»
Открытие станций
Санкт-Петербургское государственное
унитарное предприятие
«Петербургский метрополитен»
(ГУП «Петербургский метрополитен»)

190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 28

8-800-350-11-55 (круглосуточно)

© Все права защищены
ссылки
соцсети