Подвижной состав Петербургского метро
В метрополитене продолжается плановое обновление парка подвижного состава поездами с асинхронным тяговым приводом, но особый интерес для пассажиров представляют вагоны прошлых эпох. Рассказываем, какие поезда возили петербуржцев десятилетия назад.
Вагоны типа «Г»
Вагоны типа «Г» открывали движение в Ленинградском метрополитене. Десять четырёхвагонных составов перевозили пассажиров по первой линии. Часть вагонов была взята в аренду у Московского метрополитена и возвращена в 1956 году.

Вагон типа «Г» на станции «Автово», 1955 г.
Вагоны типа «Г» стали третьим типом отечественного подвижного состава. После получения задания на разработку более современного и облегчённого состава на Мытищинском машиностроительном заводе (при участии завода «Динамо») в 1939 году был изготовлен первый вагон. А уже после Великой Отечественной воины в 1947 году начался серийный выпуск вагонов типа «Г».

На фото вагон типа «Г» на станции «Дачное», 1966 г.
вес вагона
43,7 тонны
264 человек
вместимость
419 единиц
выпущено
1939–1955 гг.
производство
Вагон типа «Г»
Производитель – Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
Юбилейный жетон с изображением вагона типа «Г»
Удалось создать более лёгкий вагон – масса тары стала составлять 43,7 тонн. Впервые увеличена максимальная конструктивная скорость вагона – до 75 км/ч.
Поезда в электродепо «Автово», 2 октября 1955 г.
В 1967 году после работы на Кировско-Выборгской линии все вагоны типа «Г» были переданы в Москву. После их списания вагоны данного типа распределялись по разным городам Советского Союза для хозяйственного использования. Один из первых легендарных вагонов типа «Г», вагон № 713, был возвращён из Москвы в Ленинградский метрополитен в 1982 году. Использовался в качестве бытовки в электродепо «Автово», позднее был восстановлен и передан в музейную экспозицию электродепо «Южное».
1939
Построен первый вагон.
1940
Испытание в московском метрополитене.
1941
В начале 1941 года было принято решение о выпуске 50 вагонов, но в связи с началом Великой Отечественной войны их выпуск пришлось приостановить.
1947–1955
Послевоенное производство.
1955–1978
Эксплуатация в Ленинградском метрополитене. 40 вагонов типа «Г» открывали движение на первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» – «Площадь Восстания».

Вагоны типа «Д»
Новые вагоны типа «Д» стали поступать в Ленинградский метрополитен в 1956 году. Они отличались меньшей массой и более современным оборудованием, в том числе и новой автосцепкой Шарфенберга. Снаружи стены кузова остались гладкими, пропали тяжёлые бампера с двух сторон вагона.

Вагон «Д» № 823 в электродепо «Автово», 2014 г.
На фото вагон типа «Д» № 001 в электродепо «Автово»
вес вагона
36,2 тонны
264 человек
вместимость
662 единицы
выпущено
1955–1963 гг.
производство
Вагон типа «Д»
Производитель – Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
Юбилейный жетон с изображением вагона типа «Д»
Вагоны типа «Д» распределялись по всему Советскому Союзу. В Московский метрополитен было поставлено 483 вагона, в Ленинградский – 140 вагонов, а в Киевский – 39 вагонов. В Ленинградском метрополитене эти вагоны эксплуатировались на двух линиях – Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской – до 1995 года. Некоторые вагоны были переоборудованы в контактно-аккумуляторные электровозы и работали в качестве хозяйственных единиц. Такой электровоз Эка-06 из вагона типа «Д» был отреставрирован и теперь представлен в музейной экспозиции в электродепо «Южное».
1955
Построен первый ходовой образец.
1963
Окончание производства.
1995
Прекращение эксплуатации вагонов в Петербургском метрополитене.

Вагоны типа «Е»
Характерной особенностью вагонов типа «Е» является наличие в торце у кабины машиниста диванов, расчитанных на одного пассажира. Противоположный торец имеет диваны полуторной ширины – одному пассажиру сидеть было на них чрезмерно просторно, вдвоём – практически невозможно.

Салон вагона типа «Е» № 3082 в электродепо «Автово», 2013 г.
Вагон типа «Е»
вес вагона
31,5 тонны
260 человек
вместимость
824 единицы
выпущено
1963–1969 гг.
производство
Вагон типа «Е»
Производитель – Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
Юбилейный жетон с изображением вагона типа «Е», «Ем»
Эксплуатация вагонов типа «Е» в Петербургском метрополитене была прекращена в 2013 году, однако несколько вагонов были сохранены – часть из них была переоборудована в вагоны спецпарка, грузовые вагоны, а другая часть была сохранена в качестве музейных экспонатов ретросостава.
1959
Построен первый ходовой образец.
1963
Начало серийного выпуска на Мытищинском машиностроительном заводе.
1964
Начало эксплуатации в Ленинградском метрополитене.
1969
Окончание выпуска вагонов типа «Е». Передача части ленинградских вагонов в Московский и Киевский метрополитены.
2015
Прекращение эксплуатации вагонов в Петербургском метрополитене.

Вагоны типа «Ем»
Первые вагоны типов «Ем», «Ема», «Емх» были направлены в депо «Автово» Ленинградского метрополитена и стали обслуживать открывшуюся в ноябре 1967 года Невско-Василеостровскую линию, а затем и Кировско-Выборгскую линию, заменив на ней вагоны типов «Г», «Д» и «Е».

Пассажирский вагон типа «Ем» в электродепо «Автово», 2012 г.
Вагон типа «Ем»
вес вагона
32,2 тонны
264 человека
вместимость
747 единиц
выпущено
1966–1980 гг.
производство
Вагон типа «Ем»
Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) /
Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова
Юбилейный жетон с изображением вагона типа «Е», «Ем»
Парк подвижного состава ГУП «Петербургского метрополитена» насчитывает около 300 единиц вагонов семейства «Ем».

Вагоны подразделялись на головные – тип «Ема», промежуточные – тип «Ем», хвостовые – «Емх». Однако после разработки новых систем автоведения разница между типами вагонов «Ема» и «Емх» перестала иметь значение.
1966
На Мытищинском машиностроительном заводе построены первые четыре вагона.
1967
Первые вагоны типов «Ем», «Ема» и «Емх» были направлены в депо «Автово» Ленинградского метрополитена для обслуживания открывшейся в ноябре 1967 года Невско-Василеостровской линии, а затем на Кировско-Выборгскую линию, заменив на ней вагоны типов «Г» и «Д».
1968
Начало производства на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова.
1969
На основе кузовов вагонов семейства «Ем» на Мытищинском машиностроительном заводе было освоено производство вагонов тип «Еж» и «Еж1». Помимо метрополитенов Советского Союза, продукция подмосковного завода также поставлялась в страны Варшавского договора – вагоны типов «Ечс» (для Праги) и «Ев» (для Будапешта).
1980
Окончание производства вагонов.

Вагоны моделей
81-717 и 81-714

При постройке опытного состава вагоны выкрасили в жёлтый, зелёный и серо-синий, чтобы выбрать цвет для новой модели. В итоге серо-синий цвет вагонов стал классическим. В период с 1997 по 2006 годы неоднократно менялся облик кабины машиниста головных вагонов – велись поиски наиболее оптимального сочетания практичности, обеспечения безопасности в случаях чрезвычайных ситуаций, эргономики и эстетики.

Пассажирский салон головного вагона № 9050
Вагоны модели 81-717/714 в электродепо «Московское», 2012 г.
вес вагона
34/33,5 тонн
277/308 человек
вместимость
> 7500 единиц
выпущено
1977–2014 гг.
производство
Вагон моделей 81-717 и 81-714
Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ) / Ленинградский завод им. И. Е. Егорова (ЛВЗ, ЗАО «Вагонмаш»); Октябрьский электровагоноремонтный завод (АО «ОЭВРЗ»)
Юбилейный жетон с изображением вагона типа 81-717 и 81-714
Несмотря на статус «временной», вагоны 717 (714) линии моделей выпускаются уже более 37 лет. За годы эксплуатации был накоплен большой опыт их обслуживания и ремонта. В народе такие вагоны называют номерной или полосатик.
1976
Выпущен опытный состав из шести вагонов: трёх головных и трёх промежуточных.
1977
На Мытищинском машиностроительном заводе построены первые серийные вагоны.
1978
Для новой линии Пражского метрополитена разработана особая модификация вагонов – 81-717.1 и 81-714.1.
1979
Начата поставка вагонов модели 81-717.2 и 81-714.2 в метрополитен Будапешта.
1980
Выпуск этой модели был освоен на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова.
1981
Начало эксплуатации в Ленинградском метрополитене.
1988
Типы вагонов непрерывно совершенствовались, что привело к созданию новой модификации – 81-717.5 (714.5), производство которой также было освоено и на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова.
1990
Производство вагонов моделей 81-717.3 (714.3) и 81-717.4 (714.4) для Варшавского и Софийского метрополитенов.
1997
Очередное усовершенствование базовой модели петербургскими вагоностроителями позволило ввести новое наименование: 81-540 – головной, 81-541 – промежуточный.
1977–2015
На балансе Петербургского метрополитена находится более 1000 вагонов моделей 81-717(714), 540(541) и их модификаций, которые обслуживают пассажиров Линий 2, 4 и 5.
Вагоны проекта «НеВа»
В 2007 году ЗАО «Вагонмаш» начало разработку состава нового поколения с асинхронным тяговым приводом и новым кузовом облегчённого типа. Совместно с фирмой «Шкода» в 2011 году был построен первый состав из вагонов модели 81-556 (головной моторный), 81-557 (промежуточный моторный) и 81-558 (промежуточный прицепной), объединённых общим названием «НеВа» – в честь Невско-Василеостровской линии, которую планировалось обновлять новым подвижным составом в первую очередь.

Интерьер головного вагона «НеВа»
Состав «НеВа» на станции «Старая Деревня», 2012 г.
вес вагона
29,9/ 28,9/ 21,9 тонн
306/328/328 человек
вместимость
54 вагона
выпущено
2012–2014 гг.
производство
Вагон проекта «НеВа» (модель 81-556/557/558)
ООО «Вагонмаш»
вес вагона
34/ 32,4/ 25 тонн
302/328/328 человек
вместимость
90 вагонов
выпущено
2016–2019 гг.
производство
Вагон проекта «НеВа» (модель 81-556.1/557.1/558.1, модель 81-556.2/557.2/558.2)
ООО «Вагонмаш»
Юбилейный жетон с изображением вагона модели «НеВа»
Испытания первого опытного состава проводились с апреля 2011-го по июль 2012-го в электродепо «Невское» Петербургского метрополитена, а с декабря 2012-го началась поставка вагонов проекта «НеВа» в Петербургский метрополитен. Серия продолжилась с 2016 года вагонами 81-556.1/557.1/558.1 и с 2018 года вагонами 81-556.2/557.2/558.2.
Вагоны проекта «НеВа» в зелёном исполнении
1992
ЗАО «Вагонмаш» (бывший завод им. И. Е. Егорова) построил первый полноценный шестивагонный состав с асинхронным приводом, однако ввиду низкой надёжности вагоны в серийное производство не пошли (вагоны мод. 81-550/551/552).
2000
Начало сотрудничества ЗАО «Вагонмаш» с чешской компанией Skoda Transportation («Шкода»), обладающей богатым опытом в области транспортного машиностроения.

Небольшое количество составов в кузовах старых моделей 81-717/714 с чешским тяговым электрооборудованием было поставлено в Киевский и Казанский метрополитены.

2007
ЗАО «Вагонмаш» начало разработку состава нового поколения с асинхронным тяговым приводом и новым кузовом облегчённого типа.
2011
ЗАО «Вагонмаш» совместно с фирмой «Шкода» был построен первый состав из вагонов модели 81-556 (головной моторный), 81-557 (промежуточный моторный) и 81-558 (промежуточный прицепной), объединённых общим названием «НеВа» – в честь Невско-Василеостровской линии, которую планировали полностью обновить новым подвижным составом.
2011–2012
Проведение испытаний первого опытного состава в электродепо «Невское» Петербургского метрополитена.

Поставка вагонов проекта «НеВа» в Петербургский метрополитен.
2013
Начало пассажирской эксплуатации на Невско-Василеостровской линии.
Вагоны проекта «Юбилейный» (модель 81-722/723/724)
С целью обновления парка электродепо «Невское» и эксплуатации на Невско-Василеостровской линии был объявлен конкурс на новый подвижной состав с асинхронным тяговым приводом.

Места для безопасного размещения пассажиров маломобильных групп в вагоне 81-722
Вагон проекта «Юбилейный»
вес вагона
32/31/24 тонн
306/330/330 человек
вместимость
66 вагонов
выпущено
2014–2016 гг.
производство
Вагон проекта «Юбилейный» (модель 81-722/723/724)
АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (АО «ОЭВРЗ»)
Юбилейный жетон с изображением вагона. Проект «Юбилейный» (модель 81-722/723/724)
В 2014 году конкурс на поставку 11 шестивагонных составов (66 вагонов) с асинхронным тяговым приводом выиграл «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (АО «ОЭВРЗ»).
2014–2015
АО «ОЭВРЗ» совместно с ОАО «Метровагонмаш» разрабатывают новый подвижной состав для Петербургского метрополитена – проект «Юбилейный», включающий моторный головной вагон модели 81-722, моторный промежуточный вагон модели 81-723 и прицепной промежуточный вагон модели 81-724. Использование безмоторных вагонов позволило снизить общий вес состава.

Начало поставки вагонов проекта «Юбилейный» в Петербургский метрополитен.

Начало пассажирской эксплуатации на Линии 3 (Невско-Василеостровской).
Вагоны модели 81-722.1/723.1/724.1
В 2016 году в ТЧ-1 «Автово» поступил первый состав модели 81-722.1/723.1/724.1.

Вагон модели 81-722.1/723.1/724.1
Вагон модели 81-722.1/723.1/724.1
вес вагона
32/31/24 тонн
314/330/330 человек
вместимость
216 вагонов
выпущено
с 2016 г.
производство
Вагон модели 81-722.1/723.1/724.1
АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (АО «ОЭВРЗ»)
2015
АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» стал победителем в конкурсе на поставку составов для обновления парка Кировско-Выборгской линии. В качестве поставляемой модели было решено изготовить вагоны новой модификации на базе ранее выпущенных вагонов проекта «Юбилейный» – 81-722.1 – головной моторный, 81-723.1 – промежуточный моторный и 81-724.1 – промежуточный прицепной. Вагоны модификации 81-722.1/723.1/724.1 унаследовали кузовные решения базовой модели проекта «Юбилейный».
2016
В рамках Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT, проходившего в «ЭкспоФоруме» в Санкт-Петербурге, АО «Трансмашхолдинг» представило публике первый головной вагон модели 81-722.1.

Первый состав из вагонов модели 81-722.1/723.1/724.1 поступил в ТЧ-1 «Автово».
Вагоны модели 81-722.3/723.3/724.3
В 2017 году в ТЧ-5 «Невское» поступил первый состав модели 81-722.3/723.3/724.3.

Кабина машиниста 81-722.3 в электродепо «Невское», 2017 г.
Вагоны модели 81-722.3/723.3/724.3
вес вагона
32/31/24 тонн
314/330/330 человек
вместимость
162 вагона
выпущено
2017–2018 гг.
производство
Вагон модели 81-722.3/723.3/724.3
АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (АО «ОЭВРЗ»)
2016
Подписан контракт АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» с ГУП «Петербургский метрополитен» на поставку 27 шестивагонных составов для Невско-Василеостровской линии.
2017
Первый состав из вагонов модели 81-722.3/723.3/724.3 поступил в ТЧ-5 «Невское».
Вагон нового поколения «Балтиец»
В 2022 году в ТЧ-1 «Автово» поступил первый состав модели 81-725.1/726.1/727.1 «Балтиец».

Юбилейный жетон к выходу на линию первого «Балтийца»
Вагон модели 81-725.1/726.1/727.1 «Балтиец»
вес вагона
37,8/35,5/27,5 тонн
315/335/335 человек
вместимость
144 вагона
выпущено
с 2022 г.
производство
Вагон нового поколения «Балтиец»
модель 81-725.1/726.1/727.1, выпущен АО «Трансмашхолдинг»