Иван Георгиевич Зубков
(1904–1944 гг.)
Выдающийся инженер, первый руководитель Ленинградского метростроя. Всего за пять месяцев:
- собрал десятитысячный коллектив специалистов со всей страны, который заложил 34 шахтных ствола первой линии Ленинградского метрополитена;
- организовал работу заводов и предприятий, обслуживающих строительство.
К началу Великой Отечественной войны Строительство № 5 НКПС (первое название «Метростроя») представляло собой мощную организацию с самым современным техническим вооружением. Именно поэтому Военный совет Ленинградского фронта доверил метростроевцам возведение самых важных стратегических объектов:
- оборонительные сооружения на подступах к Ленинграду;
- танковая переправа в районе Невской Дубровки;
- строительство всей инфраструктуры для Дороги жизни на берегу Ладожского озера, в том числе порты в Осиновце и Кобоне;
- свайно-ледовая железная дорога через Ладогу;
- железная дорога Поляны – Шлиссельбург, по которой доставляли в блокадный Ленинград продовольствие и боеприпасы.
Иван Георгиевич Зубков погиб в июне 1944 года. Самолёт, на борту которого он летел на очередное задание фронта – осмотр моста через реку Свирь, потерпел крушение. За свою короткую, но яркую и насыщенную жизнь Иван Георгиевич сделал для Победы не просто много, а всё, что было в его силах.
Владимир Георгиевич Аверкиев
(1914–1980 гг.)
Второй начальник Ленинградского метрополитена, возглавлял предприятие с 1965 по 1976 год.
Родился в семье железнодорожников: отец был начальником станции, а мать работала в депо. Свой трудовой путь начал в 1930 году в должности путевого рабочего, после окончания в 1940-м Ленинградского института ж/д транспорта начал работать на Октябрьской железной дороге. Во время Великой Отечественной войны работал начальником Ленинград-Финляндского паровозного депо. Создавал легендарное железнодорожное сообщение на Дороге жизни.
По воспоминаниям дочери, Владимир Георгиевич в тяжёлые блокадные времена делал всё возможное, чтобы Дорога жила: делился с коллегами знаниями, поддерживал боевой дух коллектива и сам водил паровозы, когда изголодавшиеся машинисты падали от бессилия.
После окончания войны Аверкиева перевели в Управление Октябрьской железной дороги, а в 1961 году назначили на пост начальника Ленинградского метрополитена.
Он с энтузиазмом продолжил курс новаторства, при нём машинисты впервые начали работать без помощника, было построено первое ремонтное депо – «Дачное», началось строительство социальных объектов для сотрудников метро – детского лагеря, базы отдыха, санатория, лечебного корпуса в железнодорожной больнице – и открылось профессиональное техническое училище для подготовки специалистов рабочих профессий Ленинградского метро.
За годы работы Владимира Георгиевича в метрополитене были открыты 15 станций.