От жетона к телефону
Вспоминаем все средства оплаты проезда в Ленинградском-Петербургском метро от первого пуска до наших дней. Будьте осторожны, возможен приступ ностальгии!
#метроспб
В архивах Монетного двора сохранились интересные документы о том, что 22 марта 1958 года Управление Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина обратилось с просьбой изготовить жетоны для турникетов. Выходит, 22 марта можно считать днём рождения жетона Ленинградского-Петербургского метро.
Билет на проезд в Ленинградском метрополитене
К моменту открытия первой очереди Ленинградского метрополитена об автоматических турникетах речи даже не шло.

Наземные вестибюли станции первого пуска были оснащены лишь металлическими поручнями, которые направляли проходящих на платформу или к эскалаторам пассажиров.

Оплата проезда осуществлялась с помощью билетов, которые проверяли контролёры, дежурившие около поручней.

Особой популярностью у пассажиров того времени пользовались специальные книжки из 10 билетов.
Проверка билетов в Ленинградском метрополитене
Турникеты на «Нарвской»
Первую автоматизированную систему прохода в метро начали внедрять только в 1958 году. Инициатором выступил 24-летний студент вечернего отделения ИТМО Борис Гринчель.

Метрополитену тогда исполнилось лишь несколько лет, пассажиров было немного, но уже становилось ясно, что существующая система контроля рано или поздно потребует изменений. Поэтому на предложение молодого инициативного студента метрополитен отреагировал положительно и всячески стал способствовать реализации проекта.

Борису и его помощнику, тоже студенту, метрополитен выделил место в Объединённых мастерских, и работа закипела. Энтузиасты старались, и в том же 1958 году два образца турникетов стояли на станции «Нарвская», а Борису и его помощнику вручили авторские свидетельства.

Внешне турникеты были похожи на устройства, которые раньше устанавливали на проходных заводов и фабрик – этакая вертушка с копилкой. Стоимость одной поездки в метро составляла 50 копеек, однако на тот момент такой монеты ещё не было. Тогда решили ввести в обращение жетон, в разработке которого также участвовал Борис Гринчель.
Металл для изготовления жетонов, сплав МН-19 (медь-никель), предоставлял Монетному двору сам метрополитен. Специально разработанные для Ленинградского метро жетоны были меньше сегодняшних и отличались по цвету.
Турникеты московского образца на «Политехнической»
В первые дни работы турникетов возникало много недоразумений – пассажиры просто не умели пользоваться новым устройством. Не совсем удачно для эксперимента выбрали станцию «Нарвская». По вечерам вестибюль был полон пассажиров, которые возвращались с многочисленных окрестных фабрик и заводов. Собирались очереди, росло недовольство, граждане стали писать жалобы.

В итоге устройства, спроектированные Гринчелем, были сняты, а на их месте вскоре появились турникеты, разработанные для столичного метро.

Выгода и удобство турникетов были очевидными: с введением в строй первой автоматической системы прохода в метрополитен, во-первых, отпала необходимость держать в наземных вестибюлях огромный штат контролёров, а во-вторых, значительно увеличилась скорость прохода пассажиров.

В запасниках метро, в холщовых мешочках с биркой «1958 год», до сих пор хранятся жетоны, отчеканенные для Ленинградского метро. Выпущено их было около 200 тысяч, в обращении они находились всего три года.

Хроника событий
1961 г.
После деноминации проезд стал стоить 5 копеек, было принято решение использовать в качестве средства оплаты проезда пятикопеечную монету. «Пятачок» прослужил для этих целей вплоть до 1992 года.
1962 г.
В кассовых залах станций появились автоматы для размена более крупных монет на «пятачки».
1991 г.
Стоимость проезда в метрополитене выросла в три раза – до 15 копеек. Началось масштабное переоборудование турникетов.
1992 г.
По причине инфляции стоимость поездки в метрополитене увеличивалась несколько раз за год. В обращение вновь ввели жетон.
1996 г.
Из-за аварии на участке размыва «Лесная» – «Площадь Мужества» в метрополитене временно ввели особый вид магнитных карт, позволявших не платить дополнительно за прерванный проезд и учитывать пользование наземным транспортом.
2002 г.
Появление первых бесконтактных смарт-карт (БСК).
2005 г.
Для прохода через «багажно-пассажирский» турникет введены бесконтактные смарт-жетоны белого цвета с синей буквой «М», которые просуществовали до 2011 года.
2011 г.
Введён «Единый электронный билет», который предоставляет право проезда в пределах фиксированной суммы.
2015 г.
Петербургский метрополитен первым в России предоставил пассажиром возможность бесконтакной оплаты проезда прямо на турникетах по технологии «PayPass/PayWave».
2020 г.
В декабре на нескольких станциях установлены современные турникеты с новыми считывателями: оплата банковскими картами возможна на любом из турникетов, а не только на первом и последнем.
В настоящее время многие сомневаются в актуальности оплаты проезда жетоном, мол за окном 2021 год, системы бесконтактной оплаты и идентификации личности развиты настолько, что, наверное, при определённых финансовых затратах можно вообще заменить жетоны, пропуска, наличные деньги и даже ключи от квартиры на, например, распознавание рисунка сетчатки глаза или отпечатка пальца.

Давайте посмотрим на обратную сторону медали. То есть, жетона. Дело в том, что многим горожанам до сих пор куда привычнее пользоваться жетонами и вовсе не только потому, что в этом случае не надо разбираться с настройками смартфона или пластиковыми карточками. Во-первых, это красиво. Ежегодно тысячи жетонов отправляются в разные уголки страны в качестве сувениров. Во-вторых, это практично. Многие туристы и некоторые петербуржцы спускаются в метро всего лишь пару раз в год и для оплаты поездки используют именно жетоны.

Современный жетон Петербургского метрополитена
Коллекционная открытка (блистер) первого набора юбилейных жетонов
Жетон является не только средством оплаты проезда, но и предметом коллекционирования. В 2005 году в преддверии празднования 50-летнего юбилея Петербургского метрополитена зародилась традиция выпускать юбилейные жетоны.

Первые юбилейные жетоны были посвящены станциям первого пуска от «Автово» до «Площади Восстания». Сегодня коллекция юбилейных жетонов насчитывает 71 штуку, среди которых можно найти жетоны, посвящённые Метрострою, Петербургскому государственному университету путей сообщения и истории подвижного состава.

Все жетоны чеканятся на Петербургском Монетном дворе. Коллекционеры с нетерпением ждут новых выпусков.
Средства оплаты проезда в метро, конечно же, будут эволюционировать. Так, в декабре 2020 года на нескольких станциях появились турникеты с новыми считывателями. Если раньше оплата банковскими картами была возможна на первом и последнем турникетах, то теперь начинается эпоха умных устройств повсеместно. А какое будущее у жетона – покажет время.