В 1955 году мне было 13 лет. В этот год в ноябре было открытие Ленинградского метрополитена. Нам тогда трудно было представить, что это такое. О метро мы знали только из книг, иллюстраций и открыток. И вот в один прекрасный день отец нам с братом сообщил, что пойдём кататься на метро. Мы с братом с нетерпением ждали, когда же наступит этот день и можно будет увидеть это чудо. В те знаменательные дни все ленинградцы только и говорили об этом событии. Я не представлял себе, как это происходит, как поезда могут ходить под землёй. Что за подземные дворцы построили там, что за лестница-чудесница, как это всё устроено – фантазии переполняли мою голову…
Когда мы подходили к площади Восстания, то увидели огромную очередь в несколько сотен метров. Это была не толпа людей, которую можно наблюдать в настоящее время при входе в метро, а организованная очередь, как бы в один ручеёк. Никто не толкался и не лез без очереди. Ручеёк тёк очень медленно. Люди стояли часами, чтобы войти на станцию. Вот сказал, что никто не лез без очереди, но мы в ней не стояли и беспрепятственно вошли на станцию.
Как отцу удалось это сделать, я не знаю. Скорей всего, у него был какой-то особый пропуск. Мы его об этом не спрашивали, а только были приятно удивлены.
Буквально затаив дыхание мы вошли в здание. Самое первое воспоминание о метро – это запах, незнакомый, прохладный и свежий. Станция была изумительно красива: стены облицованы гранитом и мрамором, роскошные двери, окна кассового зала украшены золочёными и узорчатыми решётками, обслуживающий персонал в форме, специально сшитой к этому событию. Мы с братом с некоторой опаской встали на ступени эскалатора и поехали вниз. Восхищению, а больше удивлению не было предела. Когда сошли со ступеней, дух захватило от увиденного: яркий свет заливал необыкновенной красоты подземное царство. Мраморные своды сверкали чистотой и позолотой. Люди вращали головами в разные стороны и восхищались.
Сейчас люди в метро все куда-то спешат, толкаются при входе на эскалатор и в вагоны. В тот памятный день было не так. На каждой станции пассажиры, а по существу это были экскурсанты, спокойно, не торопясь, любовались архитектурой, вполголоса переговаривались. Людей переполняло чувство гордости за свою страну, и это не преувеличение.