Клуб первых пассажиров
#метроспб
Петербургский метрополитен отыскал первых пассажиров, тех, кто помнит нашу подземку в далёком 1955 году. И сегодня они делятся воспоминаниями, каким было Ленинградское метро и какие эмоции оно вызывало у людей.
Марина Анатольевна Попова
Я родилась в августе 1952 года, и к моменту открытия метрополитена мне было три года. На фото я с мамой и двоюродной бабушкой. Свою поездку не помню по малости лет, но зато сейчас, глядя на эти фото, я чувствую причастность к этому событию. На фото, где очевидно угадывается станция «Автово», я стою лицом к знаменитой стеклянной колонне, рассматриваю её – и меня почти не видно. Я и сейчас, бывая в «Автово», с удовольствием любуюсь прошлым декором, уникальным и необычным видом стеклянных колонн. Спасибо метростроителям, они запечатлели образ той эпохи, которую могут ощутить все пассажиры первой линии нашего – самого лучшего – метро!
Владимир Васильевич Евсеев
Осенью 1955 года мне неоднократно довелось ездить в отдел сбыта Кировского завода. Рабочий день в то время на заводе начинался в восемь часов утра и опоздание на работу сурово каралось. Поэтому утром трамваи шли переполненными до предела: люди висели на подножках, на «колбасе» и даже залезали на крышу. Но в тот день, 15 ноября, я сел в относительно свободный трамвай. Был удивлён и спросил кондуктора: «В чём дело, почему в трамвае так мало народа?» На что он мне ответил: «Так ведь метро сегодня заработало!» А отдел сбыта Кировского завода и проходная располагались как раз напротив станции метро «Кировский завод». Поэтому, когда я доехал до завода, то увидел, как толпы людей переходили дорогу от станции метро к заводу. Обратно я возвращался на метро и, конечно, не удержался от соблазна предварительно осмотреть все открытые станции. Я был в восторге!
Раиса Лоскутникова
Начну издалека. После блокады у меня начались проблемы со здоровьем, и с 1946 по 1953 год я провела в больнице. Потом год училась дома, а также училась ходить. А в 1955 году пошла в школу № 205 в Кузнечном переулке, в 5-й класс. Жила на Пушкинской улице, 19. И вот открылось метро, это был праздник. Мы с моей подругой Соней Перминовой после уроков каждый день убегали кататься на метро. Это было удивительно. Этот восторг остался со мной на всю жизнь. Нам нравились все станции, но почему-то больше всего мы любили «Пушкинскую» с её прекрасным панно и с Пушкиным, часто там выходили и сидели, мечтали.
Людмила Петровна Кордакова
Мы со старшей сестрой как раз оказались в числе тех, кто 15 ноября, 66 лет назад, первым спустился в ленинградскую подземку. В те времена мы были ещё совсем молодыми девчонками (20 и 22 года) и нам всё было интересно, а тем более такая вещь, как метро. В Ленинград наша семья переехала из Москвы в 1939 году. В столице мы видели московское метро, но его запомнили не очень хорошо, потому что были совсем маленькими. Помню только, что это были «Сокольники»: наш дом располагался совсем неподалеку от этой станции.

Ленинградский же метрополитен мы посетили в день его открытия. Помогла нам в этом наша соседка по коммунальной квартире – Роза Васильевна Максименко. Она работала кондуктором в автобусе и в парке получила пригласительные билеты, которые раздавались для родственников и знакомых работников общественного транспорта. Помню, как мы с опаской вставали на эскалатор и ехали на нём, вцепившись руками в перила. Новые станции поразили нас своей красотой, особенно «Автово». Грандиозные колонны, величественная лепнина, позолота, освещение – всё это до сих пор стоит перед моими глазами. Мы с удовольствием рассказывали о своих впечатлениях знакомым, которым повезло меньше и они не оказались среди первых гостей метро. А нашей соседке мы в благодарность за этот чудесный подарок купили мороженое.
Лидия Николаевна Александрова
В 1955 году, как и многие жители нашего города, я была свидетелем открытия метро. Свидетельство — фотография, на которой мы со школьной подругой на станции «Автово»: слева — Лидия Николаевна Александрова, справа — Нинель Анатольевна Трошичева (позднее — Скалецкая), ученицы 10-го класса 112-й школы Выборгского района Ленинграда. Фотографировал — ученик Саша Перунов. Кстати, мы обе нормально существуем и по-прежнему живём в нашем городе — теперь уже Санкт-Петербурге.
Галина Владимировна Петрова
В 1955 году я жила с родителями и бабушкой на улице Розенштейна, мне было шесть лет. Станция «Балтийская» открылась 15 ноября, но 14 ноября был запуск не для широкой публики. Мы с бабушкой Зинаидой Николаевной побежали к метро, чтобы не пропустить такое событие. Конечно, там уже толпился народ, было много молодых солдат и моряков. Но тут к нам вышел администратор и сказал, чтобы мы приходили завтра, но моряков и солдат запустили: «Им же служить, увидят метро не скоро». Мы, разочарованные, вернулись домой, но уже на следующий день пошли попытать удачу снова и нам повезло! Помню, особенно мы были восхищены отделкой метро, хотя нас, питерских, трудно чем-либо удивить, ведь мы живём в городе-музее!
Татьяна Александровна Мерикова
В сентябре 1955 года я пошла в 1-й класс 103-й школы. Мой папа преподавал в то время в Военной академии связи им. С. М. Будённого, а мама состояла в женсовете этого учебного заведения и вела активную общественную работу. Именно поэтому в ноябре 1955 года она получила пригласительный билет на открытие первых станций метро. Мама взяла меня с собой, и мы имели возможность ещё до открытия метро для всех жителей города осмотреть интерьеры станций. Конечно, удивлению и восторгу не было предела! Начиная с чудо-лестниц — эскалаторов, огромных люстр, гранитной и мраморной отделки стен и заканчивая бронзовыми элементами и барельефами — всё поражало воображение. Мне, маленькой девочке, особенно запомнились памятник Пушкину, огромные люстры и, конечно, «хрустальные» колонны на конечной тогда станции «Автово»! Да и сама поездка в вагонах электропоезда — специфический запах метро ещё долгие годы напоминал про эту первую поездку.

Спасибо всем, кто принимал участие в строительстве первой и всех последующих линий метро! С праздником!
Галина Александровна Поваркова
В 1955 году я поступила во 2-й Ленинградский институт иностранных языков (факультет английского и немецкого). На тот момент я проживала на проспекте Газа, дом 26 (ныне Старо-Петергофский), рядом с метро «Нарвская». Институт находился на проспекте Стачек, где-то недалеко от пересечения с улицей Трефолева. И вот в день открытия метро (может быть чуть позже) наш куратор группы Валентина Тихоновна повела нас, первокурсников, на экскурсию на станцию «Автово». Мы восхищались и любовались красотой и величием колонн, люстр, облицовкой стен и полов, интерьером станции. Эта красота сохранилась и по сей день. А потом мы проехали до «Площади Восстания» и выходили на каждой станции.
Галина Александровна
(пишет внучка)
Хотела с вами поделиться детскими воспоминаниями моей бабушки и ее сестры-близнеца. Сейчас им по 82 года. А в 1955 году бабушка училась в 10-м классе школы № 154. В день открытия метро они с одноклассниками оставили на доске послание, что ушли кататься на метро, всем классом сбежали с уроков по этому, несомненно, важному поводу. Но потом родителей всех учеников вызывали в школу и все ребята получили замечания.
Галина Исааковна Смирнова
Накануне, 14 ноября, в 253-й школе предупредили, что на следующий день нужно прийти в парадной форме. Комсомольские вожаки и председатели совета пионерской дружины удостоились чести проехать на метро первыми. Я была председателем совета дружины и очень обрадовалась! Нас посадили в автобус и довезли до ближайшей к школе станции метро «Владимирская». Станция была очень красивая, ярко освещённая, всё блестело! Когда нас подвели к эскалатору, мне стало страшно. Я думала, что придётся сесть на ступеньки и съехать, как с горки, сидя. Но садиться не пришлось, и страх быстро прошёл.

Экскурсоводы водили нас по всем шести станциям. Мы поднимались и спускались с экскурсоводом на каждой станции, чтобы рассмотреть верхние вестибюли. Станции поражали убранством: отполированным гранитом и мрамором, множеством люстр, роскошными дверьми. Кассовые окна были прикрыты золочёными решётками. Все работники были нарядно одеты в новые форменные костюмы.

Меня больше всего поразила станция «Автово», на которой были удивительной красоты узорчатые стеклянные колонны. Они и сейчас не потеряли своей красоты. Когда мы вернулись в школу, дирекция попросила нас поделиться впечатлениями. В 1955 году мне было 15 лет. Сейчас мне 81 год, но я до сих пор помню тот восторг, который мы испытали от первого посещения метро, и какой гордостью были исполнены наши сердца от увиденного.
Валерий Ратманов
На следующий день после торжественного открытия Ленинградского метрополитена имени Ленина мы всей семьёй отправились любоваться «подземными дворцами», как их описывали в газетах и говорили о них по радио. Мне было десять лет. Жили мы тогда на Балтийской улице — это недалеко от станции метро «Нарвская». Вот с неё мы и начали свою экскурсию.

Когда мы вступили на эскалатор, я обратил внимание, что народу было не очень много, оказалось, что многие люди, к примеру наши соседи по коммунальной квартире, опасались спускаться под землю. Эскалатор бесшумно и плавно нёс нас вниз. Так же бесшумно и плавно двигались и резиновые поручни, в которые мы вцепились. А вот откосы под поручнями в то время были не из полированного алюминия, а из полированного дуба. И даже песня у Утёсова есть с такими словами: «…но метро, сверкнув перилами дубовыми …»

И вот мы под землёй — впечатление ошеломляющее: море света, всё сверкает и искрится, а самое главное, что нас встречает и приветствует с трибуны товарищ Сталин. Тогда в конце станции, на её торцовой стене, было громадное мозаичное панно с изображением Сталина. Потом, в бытность Хрущёва, эту мозаику замазали белой краской, а затем и вовсе отгородили деревянной стенкой. Станция сразу поблёкла. Но вернёмся к нашему путешествию: вдоль станции стояли массивные беломраморные колонны, мраморный пол сверкал полировкой, а над путями висели громадные, наверное около трёх метров в диаметре, люстры, стеклянные нижние тарелки которых просвечивали рубиновым светом, а торчащие хрустальные сосульки искрились и переливались всеми цветами радуги.

И вот подошёл поезд! Сине-голубой, в отличие от московских метрополитеновских составов, которые тогда окрашивались в бежево-коричневые цвета. Каждый поезд тогда вели три машиниста. Внутри вагоны были отделаны жёлтым линкрустом, а мягкие сиденья обиты коричневым кожзаменителем. Мы поехали для начала в сторону станции «Кировский завод».
Виктор Александрович Яковлев
Одно из самых ярких воспоминаний детства — открытие метро. До сих пор благодарен отцу, заслуженному работнику Ленинградского метростроя, за то, что он выбрал в качестве первого пассажира метрополитена не мою маму, а меня — четырёхлетнего пацана-коротышку. Моему рассказу завидовал весь двор, и взрослые, и дети! Помню свою первую и единственную поездку в кабине машиниста до сих пор! Мой отец Александр Ильич Яковлев (1925–2004), блокадник, фронтовик, всю жизнь с 1949 года отдал строительству метро в Ленинграде, начинал с самой уважаемой и тяжёлой профессии — проходчик. Опыт ленинградских метростроителей был востребован. Поэтому в детстве приходилось переживать командировки отца в Москву и Сибирь. Но всё перевешивала радость общения с ним и его товарищами. Особенно в праздничные дни во время демонстраций, с песнями и весельем, когда колонна Метростроя была в первых рядах. Низкий поклон поколению отцов. Большое им спасибо.
Игорь Александрович Богданов
В 1955 году я учился во 2-м классе. Моя мама работала в институте «Ленгипротранс». Она получила билеты на открытие метро. Мы тогда жили на проспекте Сталина (сейчас Московский проспект), дом 182. Это день я запомнил на всю жизнь — 15 ноября мы с мамой на трамвае поехали к станции метро «Технологический институт». Самым ярким впечатлением были эскалаторы, как тогда говорили, «лестница-чудесница». Мы с мамой спустились по эскалатору в подземный вестибюль станции «Технологический институт». Поездом мы доехали до «Автово», она поразила своей красотой, «хрустальными» колоннами, но тут же меня постигло разочарование из-за отсутствия эскалаторов! После «Автово» мы проехали до «Нарвской», где поднялись и спустились по эскалатору. Подчеркиваю, эскалаторы — это самое яркое впечатление от метро! Мы доехали до конечной станции «Площадь Восстания».

Естественно, мы прогуливались по каждой станции и, конечно же, восхищались убранством. Потом мы вернулись на станцию «Технологический институт», поднялись по эскалатору и с сожалением поехали на трамвае домой. А что касается фото (я тогда имел фотоаппарат), то мама сказала, что брать его нельзя, так как метро — это стратегический объект и фотографировать там было категорически запрещено! Красочные билеты на открытие метро у нас долго хранились, но потом затерялись.
Марина Герасимовна Гончарова
В 1955 году я училась в 10-м классе школы №166 недалеко от площади Восстания. Как все ленинградцы, с нетерпением ждала открытия первой линии метро. Шёл обычный школьный урок где-то за неделю до ожидаемого события. Неожиданно в класс вошёл один из преподавателей школы и попросил учительницу выбрать трёх учеников на экскурсию в метро. Мы замерли в ожидании. Кто же будет счастливчиком? Среди трёх названных наиболее успевающих учеников оказалась и я. К нам присоединились ещё по три школьника из параллельных 10-х классов, и в сопровождении представителя школы небольшой группой мы двинулись к «Площади Восстания» с общим пригласительным билетом.

С замиранием сердца мы вошли в здание вестибюля. Уже удивлённые первой в своей жизни поездкой на эскалаторе, спустились на станцию. Никого. Удивили размер подземного зала, очень яркое, сияющее освещение, сводчатая архитектура, цветной гранит. Но больше всего меня поразил до зеркального состояния отполированный гранит на полу, в котором отражались источники света. Ноги скользили, жалко было ступать на такую красоту. Вместе с работником метрополитена мы сели в новенький вагон, и начался очередной пробный прогон электропоезда. На других станциях выходили ненадолго, но впечатлений прибавлялось. Разное оформление и тематика, колонны или пилоны, различное решение светильников, красивые люстры. Последняя станция нашей поездки «Автово» изумила сверкающими колоннами из художественного стекла. Мы бы не удивились, если бы увидели сказочный «каменный цветок».

Мы, послевоенные дети, ещё живущие в тесных коммуналках, не ожидали увидеть такую сверкающую красоту. Понятно, в каком настроении мы вернулись из подземного дворца.

Уже работая инженером, в 1963 году, посланная от предприятия, я участвовала в подготовке к открытию станции метро «Горьковская». Впервые поняла, каким нелёгким трудом рабочих создаётся метро. Полировался гранит, станция была в «тумане» от каменной пыли, трудно было дышать. Большая благодарность строителям метрополитена за их нелёгкий созидательный труд.

Галия Борисовна Егорова
В 1955 году мы с подругой Надеждой Поваровой работали на фабрике «Первомайская заря». 15 ноября у меня была вторая смена, она начиналась в 16 часов, а заканчивалась в 24:00. К нам пришла начальник цеха и сказала, что за час до окончания смены нас отпустят на открытие метро. Рядом открыли станцию «Балтийская». В метро нас пускали бесплатно и сказали, что можно прокатиться и осмотреть все станции. Мы держались за руки, потому что боялись упасть. Для нас это было как в сказке. Мы доехали до Московского вокзала и обратно до «Автово». Выходили на каждой станции, любовались красотой, особенно понравилось «Автово». Возвращаясь домой, мы обсуждали, что сказка превратилась в быль.
А. А. Любина
В 1955 году мне было 14 лет. Я ездила в школу, которая находилась на Промышленной улице. Дорога на троллейбусе занимала минут 45. Вот открыли метро. Были бумажные билетики, на каждом голубая рамочка и чуть ниже центра буква «М». Теперь путешествие от «Владимирской» до «Нарвской» стало вдвое быстрее. Почти ежедневно я садилась на «Владимирской» в вагон № 306, последний.

В первые дни на входе в метро стояли очереди. Все люди хотели пройти и посмотреть. Входили и выходили на каждой станции. Чистота. Красота. На станции «Пушкинская» была особая подсветка. Осень. А полоса под потолком на станции «Балтийская» была очень синей. Это было не по-ленинградски. Спустя какое-то время синий тон приглушили. Когда я подросла, купила себе первые английские туфельки на шпильке. Однажды на выходе с эскалатора шпилька застряла в «гребешке» ступеньки. Я испугалась и смотрела на дежурную. Она всё поняла и приготовилась выключать лестницу, но я сбросила туфельку и на одной ножке соскочила на железную часть. Туфелька выскочила, и я её подхватила. Всё кончилось благополучно.
Людмила Вульфовна Смирнова
В 1955 году, будучи десятиклассницей, я училась в 253-й школе, что на канале Грибоедова, и мы всем классом сбежали с уроков кататься на метро. Помню сильное впечатление от грандиозности и красоты 1-й линии. Она и до сих пор самая шикарная, даже немного помпезная. Потом отец мне рассказывал, что стеклянные колонны отливали у него на заводе в Невском районе. От этого на станции «Автово» мне всегда тепло – вспоминаю своего папу, который всю блокаду работал на заводе на оборону нашей родины
Александр Александрович Шувалов
(пишет сын)
Мой отец часто вспоминает о первой встрече с метро. Дело в том, что их 9-й класс отправили готовить к открытию станцию «Автово». Можно себе представить, какое впечатление она произвела на ребят, особенно своими «хрустальными» колоннами. Всем выдали вёдра, тряпки, швабры, и ученики отмывали эти колонны от строительной пыли. Второй раз их класс направили мыть другую станцию, но папа точно не помнит какую, кажется «Площадь Восстания». Наверное, эта история сейчас может кому-то показаться неправдоподобной, потому что теперь в школах ученики даже свои классы не моют. А тогда все были рады помочь в важном деле, особенно таком интересном. Ещё бы, побывать в метро раньше всех!
Юрий Владимирович Полоник
Уже седьмой десяток лет идёт с того памятного дня, когда мы с бабушкой Надей впервые отправились прокатиться на только что открывшемся метро. В октябре 1955 года мне исполнилось девять лет. Многое уже забылось, но это путешествие осталось в памяти очень ярко. Тот ноябрьский день был солнечным, но холодным. Утром мы вышли из дома на Моховой улице и пошли к троллейбусной остановке на Литейном проспекте, напротив дома Мурузи. Номера троллейбуса уже не помню, но на нём мы доехали до Владимирской площади, где была конечная остановка. К станции метро «Владимирская» со всех сторон стекался народ, желавший посмотреть на эдакое чудо.

В кассе бабушка купила два билета по 50 копеек. Эти билеты очень хорошо помню: большие, с большой светло-голубой буквой «М» посередине и отрывной линией ручного контроля. Пройдя контроль, мы оказались у самодвижущейся лестницы, которая уходила куда-то глубоко под землю. Бабушка сначала боялась на неё ступать, как, впрочем, и многие другие. Но вот – страхи позади и мы уже на станции. А тут и голубой экспресс подкатил. Конечно же, выходили на каждой станции и внимательно изучали все подземные залы. До сих пор помню запах смеси известки, краски, металла и чего-то ещё, создающего какой-то незабываемый аромат.

И вот, все станции рассмотрены, поездка закончилась, а мне хотелось ещё и ещё покататься на чудо-лестнице. Однако бабушке эта поездка навеяла совсем другие чувства. Она вспоминала, что её муж и мой дед работал бухгалтером в Метрострое, основанном незадолго перед войной. Летом 1942 года он был эвакуирован, и следы его затерялись. Бабушка осталась в Ленинграде с моим отцом, который в блокадные годы работал на заводе «Светлана». Уже после войны отец выяснил, что Степан Николаевич Полоник скончался в Череповце и был похоронен в общей могиле. В полученной им копии свидетельства о смерти в качестве причины смерти было коротко указано: дистрофия.

Александр Лобанов
В 1955 году мне было 13 лет. В этот год в ноябре было открытие Ленинградского метрополитена. Нам тогда трудно было представить, что это такое. О метро мы знали только из книг, иллюстраций и открыток. И вот в один прекрасный день отец нам с братом сообщил, что пойдём кататься на метро. Мы с братом с нетерпением ждали, когда же наступит этот день и можно будет увидеть это чудо. В те знаменательные дни все ленинградцы только и говорили об этом событии. Я не представлял себе, как это происходит, как поезда могут ходить под землёй. Что за подземные дворцы построили там, что за лестница-чудесница, как это всё устроено – фантазии переполняли мою голову…

Когда мы подходили к площади Восстания, то увидели огромную очередь в несколько сотен метров. Это была не толпа людей, которую можно наблюдать в настоящее время при входе в метро, а организованная очередь, как бы в один ручеёк. Никто не толкался и не лез без очереди. Ручеёк тёк очень медленно. Люди стояли часами, чтобы войти на станцию. Вот сказал, что никто не лез без очереди, но мы в ней не стояли и беспрепятственно вошли на станцию.

Как отцу удалось это сделать, я не знаю. Скорей всего, у него был какой-то особый пропуск. Мы его об этом не спрашивали, а только были приятно удивлены.

Буквально затаив дыхание мы вошли в здание. Самое первое воспоминание о метро – это запах, незнакомый, прохладный и свежий. Станция была изумительно красива: стены облицованы гранитом и мрамором, роскошные двери, окна кассового зала украшены золочёными и узорчатыми решётками, обслуживающий персонал в форме, специально сшитой к этому событию. Мы с братом с некоторой опаской встали на ступени эскалатора и поехали вниз. Восхищению, а больше удивлению не было предела. Когда сошли со ступеней, дух захватило от увиденного: яркий свет заливал необыкновенной красоты подземное царство. Мраморные своды сверкали чистотой и позолотой. Люди вращали головами в разные стороны и восхищались.

Сейчас люди в метро все куда-то спешат, толкаются при входе на эскалатор и в вагоны. В тот памятный день было не так. На каждой станции пассажиры, а по существу это были экскурсанты, спокойно, не торопясь, любовались архитектурой, вполголоса переговаривались. Людей переполняло чувство гордости за свою страну, и это не преувеличение.
Валерий Данилов
Поделюсь своими воспоминаниями об открытии метро в нашем городе.

Так получилось, что я побывал в метро не только в числе первых, регулярных пассажиров, но даже несколько раньше.

История заключалась в том, что незадолго до официального открытия движения поездов городские власти организовали первый прокат в подземке жителей Ленинграда ― заслуженных работников различных предприятий, ставших обладателями пригласительных билетов.

Моя мама, работавшая на заводе «Электросила», была в их числе. Она и взяла меня с собой в эту незабываемую поездку, состоявшуюся 5 ноября 1955 года. Мне тогда было 9 лет.

И теперь, что осталось в памяти...

Очень ярко помнится сама площадь Восстания, какую мы видели перед тем, как зайти на станцию, откуда начинался наш путь под землёй. Вся территория площади была обрамлена большими сугробами, чистыми и искрящимися под светом фонарей, что неразрывно связано с нашим праздничным настроением. Дальше, что ни шаг ― праздник продолжается!

Это вход в царственный вестибюль станции, эскалатор, не знаемый нами ранее вид лестницы, ощущение, что мы уже под землёй. Дальше, сама поездка с выходом на каждой станции и осмотром всех этих чудес.

Надо ли говорить, что эта поездка значила для всех, особенно для мальчишки моего возраста!

Вернувшись, мы были счастливы и горды перед родными, знакомыми, всеми, кто от нас узнавал о чуде, свидетелями которого мы стали.

В наши дни, снова проживая в «Автово», постоянно пользуюсь нашей исторической первой линией и с большой теплотой вспоминаю те замечательные годы ― годы нашего молодого метро.

Всем, кто их помнит, ― доброго здоровья, работникам метрополитена - успехов, а любимому метро - процветания!